Меню Рубрики

Сыпь ты черемуха снегом метафоры

Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом … » — одно из ранних произведений Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта. Как и многие стихи того периода, оно посвящено теме природы, описанию её красоты и очарования. Весна — прекраснейшее время года, когда всё расцветает, оживает и в природе, и в душе человека. Всё вокруг живёт, растёт, цветёт. Природа полна жизни. Человек оказывается под властью её очарования:

Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Обновление в природе созвучно настроению в душе поэта. Он тоже рад, счастлив, открыт для новой жизни,полон надежд и мечтаний.

Радостное настроение подчёркивает яркий и образный язык произведения, богатый эпитетами (шелковые травы, зыбистым бегом), сравнениями (сыплет черёмуха снегом, пеной я цвет разнесу). По своему плавному и неторопливому звучанию стихотворение напоминает песню. Это нежное и трогательное произведение создаёт радостное настроение. Красота природы никого не может оставить равнодушным. Читая стихотворение «Сыплет черемуха снегом», словно ощущаешь аромат черёмухи, лугов и дубрав, смолистый запах сосны.

Syplet cheremukha snegom,
Zelen v tsvetu i rose.
V pole, sklonyayas k pobegam,
Khodyat grachi v polose.

Niknut shelkovye travy,
Pakhnet smolistoy sosnoy.
Oy vy, luga i dubravy, —
Ya odurmanen vesnoy.

Raduyut taynye vesti,
Svetyatsya v dushu moyu.
Dumayu ya o neveste,
Tolko o ney lish poyu.

Syp ty, cheremukha, snegom,
Poyte vy, ptakhi, v lesu.
Po polyu zybistym begom
Penoy ya tsvet raznesu.

Csgktn xthtve[f cytujv,
Ptktym d wdtne b hjct/
D gjkt, crkjyzzcm r gj,tufv,
[jlzn uhfxb d gjkjct/

Ybryen itkrjdst nhfds,
Gf[ytn cvjkbcnjq cjcyjq/
Jq ds, keuf b le,hfds, —
Z jlehvfyty dtcyjq/

Hfle/n nfqyst dtcnb,
Cdtnzncz d leie vj//
Levf/ z j ytdtcnt,
Njkmrj j ytq kbim gj//

Csgm ns, xthtve[f, cytujv,
Gjqnt ds, gnf[b, d ktce/
Gj gjk/ ps,bcnsv ,tujv
Gtyjq z wdtn hfpytce/

«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет черемухи, который поэт сравнивает со снегом, подчеркивает «зелень в цвету и росе», контрастируя с ней. Есенину удается наполнить пейзаж запахами (смолистая сосна) и звуками (пение птиц), что позволяет читателям во всех подробностях нарисовать в воображении представленную Сергеем Александровичем картину.

Воспевание Родины было главной творческой задачей Есенина. В стихотворении «Сыплет черемуха снегом…» речь идет не о какой-то абстрактной природе, а о природе средней полосы России, которую поэт прекрасно знал и любил. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в окружении бескрайних полей и прекрасных лесов. Уехав из дома, Есенин всегда сильно скучал по родным местам, поэтому нередко туда наведывался. В лирике Сергея Александровича часто встречаются народные черты – любовь к фольклору привила ему бабушка. Это видно и по произведению «Сыплет черемуха снегом…». В нем отражено синкретическое единство природы и человека, характерное для народного творчества. Лирический герой обращается к птицам, черемухе, лугам и дубравам. С ними он делится своими мыслями, радостями.

В стихотворениях Есенина природа показана в вечном движении, изменении и развитии. Словно человек она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Поэтому в произведениях Сергея Александровича часто встречаются олицетворения: «черемуха сыплет», «травы никнут». Речевые фигуры употребляются не ради красного словца, а ради более полного и глубокого выражения себя. Отсюда рождается стремление к единству всего существующего на земле. В творческом мире Есенина люди, растения, животные, предметы и стихии – дети матери-природы.

Стихотворения Сергея Александровича стали основой для огромного количества песен, причем не только на русском языке. Положено на музыку и произведение «Сыплет черемуха снегом…». Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом «Клен ты мой опавший» российского певца Александра Подболотова.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «До конца»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «По вечерам»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «Посвящение другу»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «Привет, Россия»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «Родная деревня»

В поле, склоняясь к побегам,

«Сыплет черемуха снегом…» Сергей Есенин

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет черемухи, который поэт сравнивает со снегом, подчеркивает «зелень в цвету и росе», контрастируя с ней. Есенину удается наполнить пейзаж запахами (смолистая сосна) и звуками (пение птиц), что позволяет читателям во всех подробностях нарисовать в воображении представленную Сергеем Александровичем картину.

Воспевание Родины было главной творческой задачей Есенина. В стихотворении «Сыплет черемуха снегом…» речь идет не о какой-то абстрактной природе, а о природе средней полосы России, которую поэт прекрасно знал и любил. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в окружении бескрайних полей и прекрасных лесов. Уехав из дома, Есенин всегда сильно скучал по родным местам, поэтому нередко туда наведывался. В лирике Сергея Александровича часто встречаются народные черты – любовь к фольклору привила ему бабушка. Это видно и по произведению «Сыплет черемуха снегом…». В нем отражено синкретическое единство природы и человека, характерное для народного творчества. Лирический герой обращается к птицам, черемухе, лугам и дубравам. С ними он делится своими мыслями, радостями.

В стихотворениях Есенина природа показана в вечном движении, изменении и развитии. Словно человек она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Поэтому в произведениях Сергея Александровича часто встречаются олицетворения: «черемуха сыплет», «травы никнут». Речевые фигуры употребляются не ради красного словца, а ради более полного и глубокого выражения себя. Отсюда рождается стремление к единству всего существующего на земле. В творческом мире Есенина люди, растения, животные, предметы и стихии – дети матери-природы.

Стихотворения Сергея Александровича стали основой для огромного количества песен, причем не только на русском языке. Положено на музыку и произведение «Сыплет черемуха снегом…». Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом «Клен ты мой опавший» российского певца Александра Подболотова.

Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме:
Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

  1. информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
  2. цельностью, т.к. у текста есть план.
  1. Любование лирического героя приходом весны.
  2. Думы о невесте.
  3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;

  1. связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
  2. когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы — птахи);
  3. завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
  4. социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
  5. диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
  6. Единством внешней и внутренней формы:

Внешняя форма — лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

Читайте также:  У девочки 11 лет сыпь по всему телу

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Концовка — Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Т ема: С.Е. Есенин «Сыплет черёмуха снегом»

Цель: читать и анализировать стихотворения Есени

-образовательные: показать обучающимся яркий,неповторимый талант русского поэта,его большую любовь к родине,раскрыть особенности его лирики.

-развивающие: развивать навык чтения, мышления, творческие способности; расширять кругозор обучающихся

-воспитательные: воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле,своему Отечеству, к окружающей природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

ПРЕДМЕТНЫЕ: выразительное чтение стихотворения; выделение выразительно-изобразительных средств; сравнение строф стихотворения; определение интонационных партитур.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло,выразительно), планировать работу в группе,оценивать результат своей работы на различных этапах урока.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя,наблюдать, сравнивать,развивать внимание, память;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе,проявлять терпимость к другому мнению.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России,рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Оборудование: презентация,хрестоматия Ефросинина 3 кл, часть 1, рабочая тетрадь

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте! Меня зовут Ангелина Александровна. Я проведу у вас урок литературногго чтения.

-Как вы понимаете пословицу «Человек без Родины, что соловей без песни» (1 слайд)

Почему по вашему мнению я дала именно это высказывание?

Человеку нужна Родина,он в ней нуждается. Ведь соловей не может прожить без песни. Даже если человек будет жить на чужбине,он будет скучать по Родине.

Чтобы читать выразительно,красиво как и должно говориться о Родине, нам нужно подготовить наш речевой аппарат.

Вдох, на выдохе: а, о, у, и, е.
Вдох, на выдохе цифры по порядку, начиная с 1 до 10.

2.Работа над сгороговоркой

Родина,родина,родная старонушка, любимая земелюшка, кудрявая головушка. (2 сайд)

-Какая интонация больше подходит к этому выражению?

-Как называют Родину в этих строках?

-О ком или о чём говорит автор,когда мы произносим «Кудрявая головушка»?

-Внимательно посмотрите на лицо этого человека (слайд 3. Портрет Есенина)

В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта,как сама природа, о которой он пишет. Сергей Есенин-поэт Руси, он взял у природы даже характерные черты своей внешности : чарующую синеву очей- у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри- у крон родных берёз, золото волос- у российских нив. А главное, он взял у Родины,У бескрайней России, глубокую и необъятную душу.

«Душа моя-поле безбрежное. »- так он говоил о себе.

Есенин очень любил свой край ,его природу. Для него природа- это вечная красота.

Сегодня мы окунёмся ещё раз в чудесный,неповторимый мир, в мир поэзии Есенина и познакомимся с его произведениями.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки». Давайте проверим как вы справились с заданием.

источник

Стихотворение “Черемуха” наполнено тем особенным светом, который умел создавать только Есенин. Он умело погружал читателя в мир природы и показывал ему красоту этого мира. Краткий анализ “Черемуха” по плану поможет ученикам 3 класса оценить прелесть есенинской поэзии. Использовав его на уроке литературы, можно легко объяснить материал программы.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черемуха.

История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.

Тема стихотворения – рассказ о черемухе.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.

Метафоры“зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.

Сравнение“что кудри”.

Олицетворение“черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

Сергей Есенин написал “Черемуху” в ранний период своего творчества – в 1915 году, причем можно даже приблизительно определить месяца – это январь-февраль. Дело в том, что в мартовском номере журнала “Мирок” это стихотворение уже было напечатано, а значит, оно написано до того.

Произведение описывает черемуху, что и является основной его темой. Автор создает удивительно живой образ, включая в картину не только дерево, но и окружающую его природу. Он показывает мир и в красках, и в звуках, используя богатый литературный арсенал для того, чтобы сделать свое описание неповторимым.

Есть и второй слой произведения: Есенин как будто рассказывает историю любви, которая только зарождается между юной девушкой (черемухой) и молодым парнем (ручьем).

В этом стихе нет лирического героя – поэт просто делится своими впечатлениями о мире, показывает, как он прекрасен. Для этого замечательно подходит простая линейная композиция с небольшим кольцевым элементом: стоит обратить внимание на рефрен первой строки.

Чтение этот стихотворения помогает читателю почувствовать себя частью окружающего мира. Есенин сначала показывает читателю черемуху, которая расцветает благодаря весеннему теплу, потом переключает его внимание на бучей, бегущий между ее корней, а потом снова возвращает к черемухе. Как умелый художник, он показывает и общую картину, и формирующие ее детали.

Это классика пейзажной лирики, одно их самых известных произведений поэта. Оно очень характерно для его раннего творчества, где он поэтизировал родную природы, показывал ее самые прекрасные стороны.

Автор использовал для написания этого стихотворения простой двустопный ямб и перекрестной рифмой. Конкретного разделения на строфы при этом нет, но условно можно назвать его пятистрофным.

Как и в других произведениях, относящихся к ранней лирике, в “Черемухе” использованы самые разнообразные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
  • Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке” .
  • Сравнение – “что кудри” .
  • Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

С их помощью Есенин погружает читателя в мир звуков, ароматов и красок, который и создает замечательное поэтическое полотно. Богатый язык и умелое пользование тропами позволяли поэту писать действительно прекрасные пейзажные стихотворения, которые не теряют своего очарования и прелести даже спустя более чем сто лет.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Филологический анализ стихотворений Сергея Есенина

В поле, склоняясь к побегам,

1. Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир.

Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом» написано великим певцом русской природы Сергеем Есениным в 1910 году и входит в цикл его стихотворений под названием «Девичник», вошедших в сборник стихов «Радуница» в 1916 году.

Весёлый и радостный мотив чувствуется в этом стихотворении . Не раз вдохновением великих поэтов являлась весна. Момент оживления природы, её расцвета. Яркий и красочный образ создаёт красавица-весна и в стихотворении Есенина.

Лирический герой думает о невесте. Именно весна поэту напоминает о любимой девушке. Автор неслучайно вводит этот образ, сравнивая его с образом весны. Лирический герой одухотворён, оживлён и одурманен красотой природы («Радугой тайные вести/Светятся в душу мою»). Он наслаждается пением птиц, оживлением весны, об этом он говорит в четвёртой строфе. Лирический герой ликует и радуется.

Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом» вызывает у каждого читателя положительные эмоции. Хочется также порадоваться приходу весны.

У Есенина весна — это что-то прекрасное, заставляющее радоваться жизни, любить каждое живое существо.

2. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Данное стихотворение является художественным текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

1) информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета.

Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты.

2) цельностью, т.к. у текста есть план.

1. Любование лирического героя приходом весны.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так

как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое.

3) связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.

4) завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);

5) диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и

научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.

6) Единством внешней и внутренней формы:

1.Внешняя форма — лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств.

7) абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком С.Есениным и для человека;

8) развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы.

9) последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

10) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

11) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу, т.е. показывает красоту природы весной, особое состояние героя в это время года;

12) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину весны, вызывающую у читателя бурю чувств и эмоций.

13) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь.

Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

14) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

15) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая

о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

Читайте также:  Стадии развития угревой сыпи

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,

Средняя часть – Думаю я о невесте,

Концовка — Сыпь ты, черемуха, снегом,

В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение

Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки

4 . Особенности языкового оформления.

Стихотворение насыщено цветом: «зелень в цвету», «пеной я цвет разнесу, яркими эпитетами «шёлковые травы», «зыбистым бегом». Олицетворения «сыплет черёмуха», «никнут травы» способствуют жизни, действию. Есть сравнение в твор. падеже «радугой тайные вести/светятся в душу мою», метафора «сыплет черёмуха снегом». Здесь цветки черёмухи сравниваются с падающими снежинками, что способствует представлению более яркой картины облетающей черёмухи.

В тексте преобладают существительные для обозначения образов весенней природы: Зелень в цвету, роса, поле, побеги, грачи, в полосе, травы, сосна, луга, дубравы, радуга, вести, душа, невеста, черёмуха, снег, птахи, лес, бег, пена, весна.

Глаголы в форме настоящего времени «сыплет черёмуха», «ходят грачи», «никнут травы», «пахнет смолистой сосной» погружают читателя в атмосферу происходящего. Создаётся картина одурманивающей весны с её цветами и запахами.

Инверсии («Никнут шелковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста(«Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной. По рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению.

Эта совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализует замысел автора – представить картину весны и аллегоричный образ невесты, сравниваемой с черёмухой.

Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир.

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом .

Это лирическое стихотворение отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение. Стихотворению характерны напевность, музыкальность.

Автор передает светлое, праздничное, веселое настроение, чувства и переживания читателю с помощью образов, ритма.

Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.

Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала — «струится маленький», да еще и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдает «все ветки» черемухи. Да и отношения с черемухой изменились: сначала ручей просто был рядом с ней, а потом — «вкрадчиво под кручею ей песенки поет». Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: «черемуха душистая», как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: «развесившись, стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения можно объяснить тем, что прошло время — черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы — его напитали вешние воды.

Особенности языкового оформления .

1.В этом стихотворении Есенина редко встречающийся стихотворный размер, который называется пеон второй. Это четырехсложный размер — ударение на втором слоге, а первый, третий и четвертый слоги безударные. В данном стихотворении двухстопный пеон второй.

Строфа — четверостишие с перекрёстной системой рифмовки.

Слова, требующие толкования

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.

Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.

Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.

Круча – крутой спуск, обрыв.

Олицетворения: черёмуха ветки завила, роса сползает, зелень сияет, горит, бежит ручей, ручей ветки обдаёт, песенки поёт.

Эпитеты: черемуха душистая; ветки золотистые; роса медвяная; зелень пряная; маленький, серебряный ручей; зелень золотистая; волной гремучею.

Сравнение: ветки, что кудри.

Метафоры: кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею.

б) Главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления звенящей весны: з о л отисты е , з ави л а, спо лз а е т, з е л е н ь, з о л отиста я , р а з весившись, вес н о ю , п р я н а я , м едвя н а я , се р еб р я н ы й , песе н ки, со лн ышко, ст р у и тся, р оса, р асцве л а, г р емуче ю , р уче й ; шорохи же, со з даваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих: ч ерёму х а, ду ш и ст ая, бе ж и т , вк ра дч иво, кру ч ею, развеси вш ись, чт о, с олны шк о и др..

Все возможные органы чувств автора задействованы в восприятии весеннего оживления природы, поэтому и читатель не остается равнодушным к этой картине жизни.

Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы выразить особую любовь к весенней природе: проталин к а, мал еньк ий, песен к и, солн ышк о.

Использование существительных, характерных для обозначения образов весенней природы: черёмуха, кудри, ветки, роса, кора, зелень, серебро, проталинка, трава, корни, ручей, круча, песенка.

В начале стихотворения автор использует глаголы в форме прошедшего времени (расцвела, завила), как бы показывая, что черёмуха находится в самом расцвете сил, благоухания и красоты. Затем подряд идут глаголы в форме настоящего времени, приближая читателя к происходящим действиям и событиям (сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт).

Одиночное деепричастие «развесившись» и наречие «вкрадчиво» несут большую смысловую нагрузку и дают возможность читателю яснее представить образ черёмухи.

В первой части стихотворения предложения с прямым порядком слов, а во втором автор использует инверсию ( бежит, струится ручей), в третьей части возвращается к прямому порядку слов, передавая этим динамику событий. Однородные сказуемые (бежит, струится ручей, обдаёт, поёт ручей), (расцвела, завила черёмуха), неоднородные определения (пряная золотистая зелень), (маленький серебряный ручей) создают полную картину весенней природы.

Вывод.
Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Черемуха является центральным образом двух этих стихотворений. Но в каждом из них она предстаёт перед нами по-новому. Это говорит о большом таланте автора и , конечно, о неисчерпаемом богатстве и выразительных возможностях русского языка. Не раз Есенин ещё будет обращаться к образу девушки-черёмухи в своих произведениях. В поэме «Анна Снегина» он тоже обращается к этому образу. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало в поэме встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: «девушка в белом», «тонкая березка», «снежная» черемуха.

источник

У каждого русского поэта образ весны складывается по-разному. Ярким, живым и узнаваемым он проявляет себя в стихотворении С. Есенина «Сыплет черемуха снегом».

Обычные явления окружающего мира, которые меняют внешний вид с приходом весны, обращают на себя внимание лирического героя, обрастая необыкновенно реалистичными характеристиками. Подобного эффекта автор добивается, прежде всего, благодаря выраженным художественно-выразительным средствам.

Согласно законам природы и знаниям жизни, весенняя пора – это пробуждение всего живого после долгой, холодной зимы. На страницах стихотворения С. Есенина весна оживает благодаря олицетворению, выражающему долгожданные действия черемухи «сыплет снегом», перемещениям птиц: «ходят грачи», «вести светятся». Эпитеты создают неподдельные эмоции за счет способности выделять в описанном предмете главное: «шелковые травы», «зыбистым бегом», «тайные вести».

Обращение к природе, всему, что окружает поэта, говорит о том, что этот человек неравнодушен ни к одной детали, так как в его огромном сердце есть место и для черемухи, зелени, и для бескрайних полей. Он искренен и прост в отношениях с любым из объектов природы: «ой, вы, луга и дубравы», «сыпь, ты, черемуха», «пойте, вы, птахи». Искренняя любовь к родине задает веселый, оптимистичный настрой стихотворения. Атмосфера проникнута жизнелюбием. Вслед за автором хочется окунуться в мир природы, ощутить на себе то, как не спеша весна вступает в свои права. Об этом говорят звуки и цветовая гамма, к которой Есенин обратился в тексте. Зеленый, белый оттенки наполняют темные пятна окружающего мира новыми свежими красками. Воркование грачей в поле, вообразимые звуки шелеста лепестков черемуха под легким дуновением ветра настраивают автора на торжественный, с другой стороны, лирический лад. В этот момент он мечтает о любви, романтике: «думаю я о невесте». Ароматы душистой смолы («смолистой сосны») дополняют умиротворенное состояние человека, который наблюдает за пробуждением природы весной.

Обращение к этому времени года имеет скрытый подтекст. Автор через описание родного края философствует о смысле жизни, вечности. Он радостно сообщает всему миру о том, что все лучшее впереди, так же, как и пробуждение весны, жизнь не стоит на месте. Все подвергается изменениям, все меняется. Важно не упустить эти моменты, радуясь вместе с природой.

Пейзажная лирика Есенина, как правило, отличается передачей природным элементам и феноменам каких-то человеческих особенностей или деталей из человеческого мира. В раннем стихотворении Сыплет черемуха снегом.. подобный прием отсутствует, но и без этого автор проявляет свой значительный талант в описании простого факта прихода весны.

Читайте также:  Сыпь на спине кашель насморк

Безусловно, каждая весна является без преувеличения чудом и, вероятно, не совсем верно называть этот факт простым, тем не менее, эта сфера и до Есенина была довольно активно изучена поэтами и, казалось бы, где взять вдохновение для того чтобы внести сюда нечто свежее и оригинальное. Сергею Александровичу удается определить ряд векторов поэтического языка, которые заслуживают внимания и весьма интересны. Молодой поэт умело и искренне передает ощущения преобразования природы.

Сначала следует отметить довольно интересное сравнение белых цветков черемухи со снегом, они создают любопытный контраст на всех уровнях, начиная от цветообраза предлагаемой картины и до смысловой основы, где на фоне снега-зимы возникает зелень в цвету и весна. Помимо этого не менее интересным является использование образа невесты, который может указывать и на подлинные мысли лирического героя, который под властью весны размышляет о привлекательной девушке и на метафору самой весны, которая нередко предстает в образе молодой невесты. По сути, эти два образа соединяются в какую-то общность и трудно представить истинный предмет размышлений героя.

Так или иначе, поэт пытается передать ощущение полной охваченности весенним настроением, которое создает потребность петь и бежать зыбистым бегом по полям. Лирический герой ощущает движение и присоединяется к нему, он хочет, чтобы птахи продолжали петь и дополнительно увеличивает динамику картины, разнося по полю появившиеся цветы.

Для ранней лирики стихотворение выглядит более чем достойным вариантом, хотя и немного банальным. Как сказано в начале, Есенин тут явно не владеет своими типичными навыками содержательно-стилистического наполнения пейзажной лирики. Тем не менее, целостность образов и повествования создают гармоничное изображение весны.

Анализ стихотворения Сыплет черемуха снегом по плану

Произведение, являющееся составной частью авторского сборника «Стихотворения барона Дельвига», относится по жанровой направленности к фольклорной идиллической лирике поэта

Как бы не хотелось описывать некоторые стихотворения в отрыве от ситуации написания и личности автора, нередко дело принимает совершенно обратный ход. Например, Письма к стене Бродского мог ли бы быть великолепным стихотворением

Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания.

Когда Фет окончил обучение в Московском университете, в который автор поступил, чтобы вернуть себе доброе имя своего отца, а также положенное ему в обществе положение и наследство, он отправляется служить в кирасирский полк

Стихотворение написано достаточно легко и позитивно, несмотря на то, что лирика, написанная в любовном жанре, часто рассказывает о переживаниях лирического героя.

источник

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

Данное стихотворение является текстом, так как обладает всеми признаками контекстуальности.

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

  1. информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
  2. цельностью, т.к. у текста есть план.
  1. Любование лирического героя приходом весны.
  2. Думы о невесте.
  3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;

  1. связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
  2. когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы — птахи);
  3. завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
  4. социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
  5. диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
  6. Единством внешней и внутренней формы:

Внешняя форма — лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Концовка — Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

источник

Автор публикации: Крюкова А.А.

Т ема: С.Е. Есенин «Сыплет черёмуха снегом»

Цель: читать и анализировать стихотворения Есени

-образовательные: показать обучающимся яркий,неповторимый талант русского поэта,его большую любовь к родине,раскрыть особенности его лирики.

-развивающие: развивать навык чтения, мышления, творческие способности; расширять кругозор обучающихся

-воспитательные: воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле,своему Отечеству, к окружающей природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

ПРЕДМЕТНЫЕ: выразительное чтение стихотворения; выделение выразительно-изобразительных средств; сравнение строф стихотворения; определение интонационных партитур.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло,выразительно), планировать работу в группе,оценивать результат своей работы на различных этапах урока.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя,наблюдать, сравнивать,развивать внимание, память;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе,проявлять терпимость к другому мнению.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России,рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Оборудование: презентация,хрестоматия Ефросинина 3 кл, часть 1, рабочая тетрадь

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте! Меня зовут Ангелина Александровна. Я проведу у вас урок литературногго чтения.

-Как вы понимаете пословицу «Человек без Родины, что соловей без песни» (1 слайд)

Почему по вашему мнению я дала именно это высказывание?

Человеку нужна Родина,он в ней нуждается. Ведь соловей не может прожить без песни. Даже если человек будет жить на чужбине,он будет скучать по Родине.

II. Актуализация знаний

Чтобы читать выразительно,красиво как и должно говориться о Родине, нам нужно подготовить наш речевой аппарат.

1.Дыхательная гимнастика

Вдох, на выдохе: а, о, у, и, е.
Вдох, на выдохе цифры по порядку, начиная с 1 до 10.

2.Работа над сгороговоркой

Родина,родина,родная старонушка, любимая земелюшка, кудрявая головушка. (2 сайд)

-Какая интонация больше подходит к этому выражению?

-Как называют Родину в этих строках?

-О ком или о чём говорит автор,когда мы произносим «Кудрявая головушка»?

( показываю портрет)

-Внимательно посмотрите на лицо этого человека (слайд 3. Портрет Есенина)

В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта,как сама природа, о которой он пишет. Сергей Есенин-поэт Руси, он взял у природы даже характерные черты своей внешности : чарующую синеву очей- у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри- у крон родных берёз, золото волос- у российских нив. А главное, он взял у Родины,У бескрайней России, глубокую и необъятную душу.

«Душа моя-поле безбрежное. »- так он говоил о себе.

Есенин очень любил свой край ,его природу. Для него природа- это вечная красота.

Сегодня мы окунёмся ещё раз в чудесный,неповторимый мир, в мир поэзии Есенина и познакомимся с его произведениями.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки». Давайте проверим как вы справились с заданием.

источник