Меню Рубрики

В школе у всех рвота

Мой сын пошел в первый класс. Ему уже семь с половиной лет, ходил на подготовительное отделение, мы думали, что он вполне готов к школе.
Но за первую неделю его два раза стошнило прямо в классе. Физически он здоров. Должно быть, это последствия стресса.
Я в шоке, что делать, не знаю. Учительница тоже.
На следующей неделе пойдем к психологу, возможно, он поможет.
Кто-нибудь был в подобной ситуации? Можете что-нибудь посоветовать?

а он кушает в школе?
в дет сад ходил?

Почти на 100% уверена, что это психо-соматическое и никакой психолог вам не нужен.

Попробуй ему давать на ночь валерьянки и упростить его взгляд на школу. Поговори, чего он боится, что ему не нравится и т.д. и т.п.

У меня старшего до сих пор тошнит, когда напакостит либо контрольная на носу.

Согласна с Ларисой. Скорее всего,тошнота вызвана его собственными внутренними страхами и неуверенностью в своих силах.Стоит с ним поговорить «по душам»;) пока самостоятельно( иногда вмешательство чужого человека ситуацию усугубляет), быть может,вспомнить свои первые школьные недельки.Старайтесь,чтобы он после школы хоть немного занимался любимыми делами,а уж потом садился за уроки:)Удачи!

olgadaria, в детский сад мы не ходили. В школе он ест (если захочет) после первого урока, но неприятности происходят раньше.

Сегодня он полутра просидел в ванной, говоря, что его тошнит. Рвоты не было. Завтрашнего дня ждем с содроганием.

Да!Это стресс, скорее всего.
Возможно стоит денька 2 не ходить в школу, успокоить малыша, поговорить, объяснить, что в школе бояться нечего и переживать не из-за чего.
Психолога , думаю, пока вмешивать не стоит.
Может стоит по-раньше положить спать перед школой!?Чтобы вставать было не трудно, а ребенок проснулся сам. Организм будет восстановлен и плохому состоянию будет меньше шансов.
Удачи вам!Искренне желаю, чтобы эта проблема устранилась как можно скорее!

Со мной в одном классе училась девочка, она падала в обморок возле доски. Видимо, с мальчиком та же проблема — излишняя впечатлительность. Консультация у психолога не помешает.

Может он боится учительницу или кого-нибудь из одноклассников? Если проблема в учительнице, лучше сразу меняйте школу или класс. Говорю по собственному опыту. Димке с первого класса не повезло с учителкой. Результат — замкнутость на уроках, боится выходить к доске, зажатый. И обязательно поговорите с учительницей. Посмотрите, как она разговаривает. Спросите, как ваш ребенок ведет себя на уроке, какая у нее методика ведения урока. Это может на многое приоткрыть глаза. Если у нее основной метод обучения тесты, викторины, контрольные с выбором правильного ответа из нескольких — бегите от такой училки прочь!

источник

Здравствуйте. Простите, что пишу сюда. Мне 14 лет. Сегодня в школе, часов в 10 утра мне стало плохо, затошнило. Я решила не уходить домой, тк на этой неделе нам будут выставлять оценки за триместр, а мне нужно было исправить физику и геометрию. Учительница по биологии вызвала к доске. Мне было плохо и я сказала ей об этом, но она подумала что я выдумываю чтобы не отвечать, я вышла к доске, и меня вырвало прям там. Все смеялись, я выбежала из класса и плакала. Потом позвонила маме, она написала классной руководительнице и меня отпустили домой. Мне теперь уходить из школы? У меня нормальный в целом класс, но шутить очень любят, и скорее всего будут или просто над смеяться, или говорить что либо пьяная была, либо беременная. Пропустите пожалуйста тему, мне не у кого спросить совета.

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Библиотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Клинический психолог онкопсихолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Психолог-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Наплюй на это, ты не одна такая и как правило, это обычно забывается.

Даже не думай переживать. Есть вещи которые мы не можем контролировать. Просто скажи отравилась чем-то. За то на неделю будешь в центре внимания. А потом все забудут.

Да,позор. Выйди на больничный и не посещай школу недели 3. там все улягется и все малолетки тупые забудут.
В любом городе можно купить справку о больничном не болея. И предьяви в школу как основание для отсутствия.

Наплевать,так же как и СЕГОДНЯ. И пойти учиться. Зачем тебе на кого-то обращать внимание?
Ты же умная девочка, и больше знаешь о себе,поэтому не надо слушать кто что начнет говорить.

Ведите себя так, будто ничего не произошло. От вас ждут реакцию. Если вы не дадите волю эмоциям, то через короткий период все замолкнут, потому что скучно нападать на человека которому пофиг. Включите пофигиста.

Дорогая автор, не переживайте. У нас в классе одна девочка обмочилась прямо на уроке. Класс был не особо дружный и какой-то злой. Но за это никто девочку не дразнил. Есть вещи, которые мы не всегда можем контролировать. Поговорят неделю, да и забудут. Тем более, вам по 14, а не по 11. Уже должны что-то понимать.

У нас одного мальчика вырвало на уроке. Ничего, никто об этом не вспоминал никогда. Не переживай, ходи в школу и не думай об этом.

С таким радикальным решением торопиться не стоит, лучше взять одну недельку и посидеть дома, в связи с плохим самочувствием, страсти улягутся, и может на следующей неделе и никто и не вспомнит про этот инцидиент, все зависит от классной руководительницы на самом деле, проводятся ли беседы с учениками, у нас когда такие ситуации были, учителя сразу вставали на защиту пострадавшего, так, что даже и никто не обсуждал и не смотрел в его сторону, так как это могло случиться с каждым, и все это понимали
Разумеется если будут какие то издевательства каждый день на протяжении длительного времени, что очень очень маловероятно, то да в таком случае, чтобы защитить себя в моральном плане, стоит поменять школу, но я думаю этого не произойдет и все отнесутся к этому с пониманием, и даже спросят как ты себя чувствуешь, будут и мотерые посмеяться, таких надо сразу осадить мол да, ну было, ну и что теперь, с тобой это тоже могло случиться и нет в этом ничего смешного и тд и тп, главное не нужно чувствовать себя виноватой за это, а вот учительнице надо бы пповерить голову, и писать не классной руководительнице а в организации которые занимаются контролем за школами, поведение учительницы это ужасно, и ею обязательно заинтересуются. надо только изучить вопрос куда обращаться в таком случае

источник

Все мамы и папы прекрасно знают, что рвота у детей — не такое уж редкое явление. Однако на практике, столкнувшись с приступом, многие попросту теряются и не знают, как оказать малышу первую помощь, что делать и куда звонить. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский, автор многочисленных статей и книг о здоровье детей, рассказывает, почему случается рвота и что делать при этом взрослым.

Рвота — защитный механизм, рефлекторное извержение содержимого желудка через рот (или через нос). Во время приступа брюшной пресс сокращается, пищевод расширяется, сам желудок расслабляется и выталкивает все, что в нем есть, вверх по пищеводу. Этот довольно сложный процесс регулирует рвотный центр, который у всех людей расположен в продолговатом мозге. Чаще всего рвотные массы представляют собой смесь непереваренных остатков пищи и желудочного сока. Иногда в них могут наблюдаться примеси гноя или крови, желчи.

Самая распространенная причина детской рвоты — пищевое отравление. Рвота может наблюдаться при разных инфекционных заболеваниях: ротавирусной инфекции, скарлатине, тифе.

Реже такая проблема бывает спровоцирована накопившимися токсинами, такое состояние может возникнуть при серьезных заболеваниях почек.

Среди других причин рвотных приступов — болезни желудка и кишечника, неврологические диагнозы, травмы головы.

У детей нередко рвота может быть спровоцирована сильными эмоциональными потрясениями.

Врачи различают несколько видов детской рвоты:

  • Циклическая рвота (ацетонемическая).
  • Почечная.
  • Гепатогенная.
  • Диабетическая.
  • Кардиальная.
  • Психогенная.
  • Церебральная.
  • Кровавая.

В большинстве случаев рвота у детей начинается ночью. Малыш просыпается от сильной тошноты. В этой ситуации важно не пугаться и не растеряться. Действия родителей должны быть спокойными и уверенными.

Чем младше ребенок, тем более опасна для него рвота, поскольку может возникнуть обезвоживание организма, которое для малышей может закончиться летальным исходом.

Однократная рвота (без каких-либо дополнительных симптомов) у ребенка не должна вызывать особой тревоги у родителей, считает Евгений Комаровский. Дело в том, что именно таким образом организм «очищается» от накопившихся токсинов, пищевых элементов, которые ребенок не смог переварить. Однако родительское бездействие может быть чревато трагическими последствиями в тех случаях, если рвота многократная, а также если есть другие симптомы, указывающие на нарушения в организме.

Наиболее частая причина рвотных приступов у ребенка — пищевые отравления. Яд в организм крохи может попасть с разными продуктами: молочными, мясными, морепродуктами, овощами и фруктами.

В подавляющем большинстве случаев рвотный рефлекс вызывают нитраты и пестициды, которыми обрабатывают фрукты и овощи. Даже очень качественные продукты мясного происхождения могут стать причиной сильного отравления, если они приготовлены неправильно.

Евгений Комаровский подчеркивает, что первые симптомы пищевого отравления обычно начинают проявляться в промежутке от 4 до 48 часов после еды. Довольно часто остановить рвоту, которая спровоцирована пищей, можно самостоятельно, в домашних условиях.

Однако Евгений Комаровский напоминает, что есть такие ситуации, при которых мамы и папы не должны заниматься самостоятельным врачеванием. Врачебной помощи требуют:

  • Дети от 0 до 3 лет.
  • Дети, у которых рвота протекает на фоне повышенной температуры тела.
  • Дети, у которых рвота, понос и боль в животе (все вместе или лишь часть симптомов) длятся уже более двух суток.
  • Дети, которые не «одиноки» в своем заболевании (если аналогичные симптомы есть и у других домочадце

Есть ситуации, в которых ребенку как можно скорее нужна неотложная медицинская помощь. Вызывать «Скорую» следует при одном или нескольких следующих состояниях:

  • Рвота возникла после употребления в пищу грибов.
  • Рвота настолько интенсивна, что малыш не может пить воду.
  • Рвота сопровождается помутнением сознания, несвязной речью, нарушением координации движений, пожелтением кожи, сухостью слизистых оболочек, появлением сыпи.
  • Рвота сопровождается визуальным увеличением (опухлостью) суставов.
  • На фоне многократной рвоты отсутствует мочеиспускание более 6 часов, моча имеет темный оттенок.
  • В рвотных и (или) каловых массах имеются примеси крови, гноя.

В ожидании приезда врача ребенка нужно положить на бок, чтобы во время очередного рвотного приступа ребенок не захлебнулся рвотными массами. Грудного карапуза нужно держать на руках, на боку. Никаких медикаментов давать не надо.

Чтобы доктор смог скорее понять истинную причину состояния ребенка, родители должны вспомнить максимально подробно, что кроха ел за последние сутки, что пил, где был и чем занимался. Кроме того, маме с папой предстоит внимательно изучить рвотные массы, чтобы потом рассказать врачу о том, какого они цвета, консистенции, есть ли необычный запах, нет ли в них примесей крови или гноя.

Темная рвота (цвета кофейной гущи) может свидетельствовать о серьезных проблемах с желудком, вплоть до язвенной болезни.

Если в массах есть примесь желчи и присутствует горько-сладкий запах, можно заподозрить неполадки в работе желчного пузыря и желчевыводящих путей.

Зеленый цвет рвотных масс может указывать на неврологический характер рефлекса, такой же бывает и рвота в сильной стрессовой ситуации, когда ребенок не может по-другому справиться с волнением и переживаниями.

Рекомендуется оставить образцы рвотных и каловых масс больного ребенка до приезда врача, чтобы показать их специалисту. Это будет способствовать наиболее быстрой и точной диагностике истинной причины состояния.

Рвота у грудного ребенка может быть вполне естественным процессом становления функций пищеварения, однако лучше, если это констатирует врач. Комаровский подчеркивает, что часто у детей грудного возраста рвота бывает вполне ожидаемой причиной банального переедания, если родители слишком усердствуют в желании накормить свое чадо побольше и покалорийнее.

Рвота может носить и другой характер — аллергический, травматический, а также воспалительный. Иными словами, этот рефлекс сопровождает великое множество самых разнообразных заболеваний, некоторые из которых требуют скорейшей госпитализации с последующей хирургической помощью, а потому недооценивать рвотные приступы не стоит.

Читайте также:  Как вылечить панос рвоту

Итак, родители должны приложить максимум усилий не для того, чтобы остановить рвоту любой ценой и пытаться лечить что-то народными средствами, а для того, чтобы внимательно наблюдать. Будет просто отлично, если приехавшему на вызов врачу они смогут сообщить следующие данные:

  • Частота и периодичность приступов (через какие промежутки времени возникает рвота, сколько она продолжается).
  • Становится ли ребенку легче после очередного приступа, уменьшается ли боль в животе.
  • Каков примерный объем рвотных масс, их цвет и есть ли какие-то примеси.
  • Чем болел малыш за последний год, за последние две недели.
  • Что ел кроха, есть ли и у родителей подозрение на пищевое отравление.
  • Изменялся ли вес ребенка за последние 2 недели.

Если у ребенка появились некоторые из вышеперечисленных симптомов, но рвоты нет, Комаровский советует вызвать рефлекс самостоятельно. Для этого малышу нужно дать выпить 2-3 стакана теплой воды или молока, а затем аккуратно ввести пальцы в ротоглотку и слегка пошевелить ими. Можно пальцами или ложкой слегка надавить на корень языка.

Кормить ребенка ничем не нужно. Однако поить — обязательно. При этом следует знать, что отпаивание ребенка при рвоте — целая наука, осуществлять его нужно строго по правилам. Во-первых, говорит Евгений Комаровский, питье должны быть дробным, но очень частым. Разовое количество — несколько глотков. Во-вторых, температура воды должна быть аналогичной температуре тела, так жидкость будет скорее всасываться, что убережет ребенка от обезвоживания. На вопрос, чем поить, доктор отвечает, что наилучшим вариантом являются растворы для пероральной регидратации или приготовленные в домашних условиях солевые растворы. При желании можно давать ребенку негазированные минеральные воды, чай, компот.

Ни в коем случае не нужно добавлять в питье сахар, варенье, мед. Если ребенок наотрез отказывается пить то, что положено, предложите ему то, что ему нравится — сок или сладкий напиток, но при этом разбавьте его водой настолько, чтобы полученное питье было максимально прозрачным.

Активированный уголь давать полезно, но лишь в строго обозначенных пропорциях — 1 грамм препарата на килограмм веса ребенка, не меньше. Если повысилась температура, можно дать малышу жаропонижающее, лучше всего подойдет «Парацетамол».

Не стоит перевозить ребенка в лечебное учреждение самостоятельно. В машине кроху может «растрясти» еще больше, и приступы усилятся. Комаровский предостерегает родителей давать при рвоте спиртовые растворы и марганцовку.

Комаровский призывает родителей быть благоразумными и не давать при рвоте детям средства, которые часто советуют «знатоки» народной медицины (например, молочно-желтковую смесь), поскольку такое «лечение» может лишь ухудшить состояние ребенка.

Кормить после рвоты следует постепенно, не перегружая желудок – небольшими порциями, избегая жирного, сладкого, соленого и кислого.

Что делать при рвоте у ребенка расскажет доктор Комаровский в видео ниже.


медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Это просто уже крик,я больше не могу.Когда Оля говорит,что её подташнивает.меня начинает трясти от бессилия.Простите,за много букв.
Начну от печки,так сказать.
В конце августа после утренней каши Оля сказала,что её подташнивает.Через часик всё прошло.
3 сентября перед школой после каши,она опять сказала,что подташнивает.В школе всё прошло,в бассеине всё тоже нормально.Вечером в цирке заболел живот,и она,как сказала бабушка поправляла что то в боку постоянно.Ночью не смогла уснуть,говорила что крутит живот.Дала смекту,она не помогла.Живот заболел сильно.Я вызвала скорую.Долго щупали и стучали.В конце концов увезли в пятерку с подозрением на аппендицит.В пятерке тоже долго щупали и стучали,сделали клизму,сдали кровь и отпустили домой с острым гастроэнтеритом.Я сильно удивилась,т.к гастроэнтерита видела много,а тут не похоже совсем на него.Ну ладно,я не врач.
Днем дунула к гастроэнтерологу в 21 век,она назначает кровь на глисты,дизгруппу с разницей в три дня,ПЦР на вирусы,УЗИ бр.полости,АЛТ,АСТ и ещё что то.Прописывает лечение:Энтерофурил,креон,хофитол,нормобакт.диету.
Сидим дома две недели,ребёнка перестаёт тошнить по утрам.Сидим на диете.Она стоит на ушах и просится в школу.Анализы все в норме,глистов нет,кишечных вирусов нет,дизгруппа в порядке,АЛТ в норме,и кровь тоже в норме.УЗИ показывает загиб на уровне шейки и раздутый желчный.
Выписал Ольгу педиатр 14 сентября,увидев все анализы в норме.Инфекции нет,можно в школу.Желчный ни как не прокомментировала.
18 сентября она опять утром мне жалуется,что её тошнит,уходит в школу,по дороге всё проходит.В школе после еды не тошнит и нормально себя чувствует.
19 сентября опять тошнит немного,но проходит дома.Забираю в час дня,и оказывается её тошнило два урока,она боялась говорить и терпела,даже плакала.Потом всё прошло.
У меня волосы дыбом,я несусь к ближайщему педиатору в 21 век,т.к у меня страховка и паралельно записываюсь на Дундича к гастроэнтерологу на сегодня.
В 21 веке старая(в смысле с большим опытом) педиатр,отчитывает меня,за сбой в диете и говорит,что с таким желчным,питание по часам и диета на всю жизнь.повествуя мне, почему тошнота только по утрам.Желчь за ночь скапливается и не отходит,как то так.Не принимая во внимание никакие вирусы,настаивает,что это желный.
Вдалбливает Ольге почему нужно утром есть хорошо и не отлынивать от еды.
Сегодня утром опять тошнота,Ольга съедает кашу,выпивает кефир и всё проходит.Через какое-то время она сьела витамиминку(Витамишку)и опять тошнота.
Мы едем на Дундича,я уверена что едем к доктору,которая наконец обозначит нашу проблему и скажет как лечится и дальше жить.
В результате доктор ставит нам функциональное нарушение желудочно-кишечного тракта.Очень бегло,как мне показалось просмотрела нашу пачку анализов.Сказала,что дети растут и сейчас загиб есть,а в сл.году может и не быть.Грешила,на вирусы и перенесённую инфекцию.Хотя ПЦР показал,что кишечных инфекций нет.(это уже на обратном пути до меня дошло.)Очень настаивала,что бы мы сдали ещё кал на глисты,но в платной лаборатории,дала мне рекламу с указанием глистов,которых нужно искать.На мой вопрос,почему нельзя сдать в районном СЭС,сказала сдайте здесь.
Лечение же прописала,желчегонное.Хофитол,мезим,мотилиум, нормобакт.
Я вышла с квадратной головой,от настолько разной информации от двух врачей за два дня.Мне не понравилась гастроэнтеролог на Дундича.Мне ближе рассуждения педиатора в 21 веке.
Вопрос к вам.
Посоветуйте гастроэнтеролога или нормального врача,лечение которого поможет и я утром не услышу»Мама,меня подташнивает!»Я уже чего только не передумала.
Или может это так проходит адаптация к школе и к спортшколе?Сегодня входя в раздевалку в спортшколе Оля сказала,что её подташнивает,я предложила поехать домой,но она ушла.потом спросила её,как тошнота,оказывается прошла,когда они вышли в зал.Очень изменилось её поведение сейчас на любой отказ слёзы и нытье.До бреда доходит,если ухожу в ближайщую Пятерку за молоком без неё,звонит и истерит,почему она должна делать уроки,а я ходить по магазинам.Ну и всё в таком духе.Она по характеру плакса большая,а сейчас вообще.Может в этом дело.Хотя школа ей нравится и ходит туда ,пока с удовольствием.Там её точно никто не обижает(да и кому это надо),у нас там тетя и бабушка работают,и однокласников половина из садиковской группы.Говорю давай бросим спортшколу и останется только школа,нет не хочет,плавать любит
Извините,за такое занудство,но хочется,что бы картина моя сегодняшняя была понятна.
Спасибо всем большое.

У знакомых подобное было. Они тоже долго обследовались. В итоге им сказали что лямблии. Они долго лечились, потом все прошло. Но может и не от лечения, а само со временем.

У моих обоих детей УЗИ показало загиб желчного пузыря и плохое отделение желчи. Периодически по утрам имею жалобы на боль в животе и подташнивание. в течение нескольких часов проходит само. Но, что интересно, во время каникул ни один не пожаловался. Ни разу.

Я уже сама успокотельные принимать стала.Что самое интересное, тошнота только в первой половине дня.В обед и вечером всё нормально.Но ведь как она на уроках то будет, если её тошнит.Бред какой то.

источник

Вы заметили, что ваш ребенок отлично чувствует себя во второй половине дня в пятницу, но уже в воскресенье после полудня у него начинают болеть голова или животик? В понедельник утром, прямо перед выходом в школу, у ребенка начинаются жар или рвота? Такие проявления указывают на то, что ваш ребенок столкнулся со школьной фобией.

Страх перед школой – это невротическое состояние, довольно распространенное у детей и имеющее ситуационный характер. Так же, как и другие ситуационные фобии, ее причины связаны не столько с конкретным местом (в данном случае со школой), сколько с ситуациями, которые возникают в ней. В отличие от того что думают родители обычно, ребенок не всегда боится контрольной работы или теста, он может также бояться поведения одноклассников или учителей. Школьная фобия в основном не связана с трудностями в обучении (хотя такое тоже может быть).

Страх перед школой — не притворство!

Ребенок со школьной фобией действительно испытывает соматический дискомфорт и недомогание. Если он жалуется на боль в животе или голове, то действительно ощущает их. Как и в случаях неврозов с соматизацией, которые возникают у взрослых, так и при школьной фобии мы имеем дело с защитным механизмом организма, который пытается уберечь себя от угроз. В этом случае угрозой является поход в школу, а соматический дискомфорт призван спасти организм от пребывания в опасном месте.

Проявления страха перед школой

Как распознать страх перед школой? Его наиболее распространенными симптомами являются следующие:

  • головная боль;
  • боли в животе;
  • спазмы в животе и рвота;
  • желудочно-кишечное недомогание в виде диареи;
  • лихорадка или субфебрильная температура;
  • ускорение частоты сердечных сокращений;
  • замедление сердечного ритма, приводящие даже к потере сознания.

Характерно время возникновения этих симптомов: с вечера воскресенья до утра пятницы, исчезновение – в период, когда ребенок не ходит в школу (каникулы, праздники, экскурсионные поездки, выходные дни).

Причины возникновения страха перед школой

Невротические переживания, связанные со школой, могут быть результатом многих ситуаций, например:

  • ребенок подвергается нападкам, запугиванию, травле со стороны. При этом прогуливающий уроки ребенок будет с удовольствием находиться в компании одноклассников и оставаться под их влиянием, а ребенок с фобией будет предпочитать находиться дома;
  • ребенок имеет тенденцию к перфекционизму – в результате он не в состоянии справиться с ожиданиями, которые сам же на себя налагает;
  • родители слишком много требуют от ребенка – ребенок боится, что не оправдает их ожиданий;
  • ребенок страдает от некоторых «недостатков» (заикание, косоглазие, дислексия, инвалидность или иная несхожесть с детьми), от чего и высмеивается сверстниками в школе.

Почему в одних и тех же ситуациях у некоторых детей будет развиваться страх перед школой, а у других нет?

Это связано как с самим ребенком (с его структурой личности), так и ситуацией в доме. Ребенок робкий, пугливый, которому отказывают в самостоятельности, будет более восприимчивым к каким-либо невротическим типам реагирования организма. Подобно как и ребенок, который дома чувствует напряженную атмосферу (между родителями), не имеет поддержки в своей семье, которому не к кому прийти со своими проблемами, потому что ими пренебрегают (считают незначительными) либо оставляют ребенка один на один с ними.

При подозрении на появление страха перед школой родителям нельзя ждать, пока он «сам пройдет», недооценивать или игнорировать проблему или (что хуже всего) кричать на ребенка. Необходима профессиональная психологическая помощь. Поэтому обязательно обратитесь к детскому психологу.

источник

Рвота у малыша. Что делать родителям?

У молодых родителей часто возникают вопросы о здоровье ребенка. Ингода при возникновении некоторых состояний у многих из них начинаются вопросы – что же делать, куда бежать за помощью и как облегчить состояние маленького больного. Одними из самых пугающих симптомов болезни для родителей являются тошнота и рвота у малышей. Давайте разберемся – что это за состояния, насколько они опасны и что же правильно будет сделать при их возникновении.
Иногда малыши начинают жаловаться на то, что им плохо, их тошнит. Тошнота — это неприятное для ребенка ощущение, формирующееся при значительном повышении возбудимости определенного участка в области головного мозга (он называется рвотным центром). Тошнота иногда предшествует рвоте (хотя бывает и отдельно), сопровождается учащением дыхания, тахикардией (сердцебиением), саливацией (усиление слюнотечения), появлением мелких глотательных движений, направленных на освобождение полости рта от избыточного количества слюны, усилением потоотделения и сужением кожных сосудов (отсюда побледнение ребенка).
Возникает такой набор неприятных ощущений из-за того, что возбуждение из рвотного центра в мозге переходит на центры других рефлексов (дыхательный, сосудодвигательный центр и остальные).
Рвота — защитная рефлекторная реакция гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта и скелетных мышц, осуществляющих выбрасывание содержимого желудка (иногда и начального отдела тонкой кишки) наружу через рот. Эта реакция возникает при раздражении рвотного центра непосредственно или через рецепторы, идущие от желудка и кишечника. Рвота сопровождается урежением и углублением дыхания, поднятием подъязычной кости и гортани, что способствует открытию верхнего пищеводного сфинктера, закрытию глотки, поднятию мягкого неба с закрытием хоан (носовые ходы изнутри глотки). Вслед за этим начинается сильное сокращение диафрагмы при одновременном сокращении всех мышц брюшной стенки. При этом нижний пищеводный сфинктер расслабляется, позволяя содержимому желудка пройти через пищевод наружу. Акту рвоты предшествует возникновение антиперистальтики тонкой кишки, забрасывающей ее содержимое в желудок.

Читайте также:  У кота рвота понос и ничего не ест что

Давайте определимся сразу – тошнота и рвота – это не болезнь, а всего лишь симптомы многих заболеваний инфекционной и не инфекционной природы. Поэтому и устранить рвоту возможно только вылечив заболевание, ее вызвавшее.

А теперь подробнее о причинах, вызывающих эту неприятную вещь у детишек.
Рвота возникает у детей всех возрастов (да и у взрослых тоже) довольно часто и возникает тем чаще, чем меньше сам ребенок. У детей раннего возраста это чаще всего бывает следствием перекармливания (привычная рвота, срыгивание). Такая рвота возникает внезапно, без участия брюшного пресса: ей не предшествует тошнота, черты лица ребенка и его поведение не изменяются.
У грудных детей, как правило, первых 3-х месяцев жизни, срыгивание небольшого количества пищи (15-30мл или, проще говоря, до 2-3 столовых ложек) несколько раз в день — обычное явление, которое проходит с ростом ребенка. Срыгивание у этих детей бывает вследствие особенностей строения верхних отделов пищеварительного тракта в этом возрасте, а также почти постоянное горизонтальное положение самого ребенка и относительно большой объем питания предрасполагают к возникновению срыгивания у здоровых младенцев. Также характерно срыгивание при заглатывании воздуха во время кормления грудью ребенка, когда недостаточно грудного молока в молочной железе или когда ребенок не захватывает околососковую ареолу. При искусственном кормлении – заглатывание воздуха происходит, когда соска не полностью заполнена молоком, когда в сосках слишком большое отверстие, когда положение бутылочки при искусственном вскармливании горизонтальное и кормящий не делает перерыва в кормлении каждые 5-6 минут, чтобы ребенок отрыгнул воздух.

Настоящей рвоте почти всегда предшествует тошнота, что проявляется у грудного ребенка побледнением лица, общим беспокойством, учащением пульса, похолоданием конечностей; рвота совершается при участии мышц брюшного пресса, в связи с чем содержимое желудка «вылетает» с большой силой и малыш в конце акта рвоты издает особый звук (ребенок как будто «давится»).

Причин рвоты очень много:
Рвота у грудных детей может быть симптомом таких заболеваний, начинающихся в раннем возрасте как пилороспазм и пилоростеноз. Врожденный пилоростеноз – это порок развития (утолщение) привратника желудка (специальная мышца между желудком и кишечником – регулирует поступление порций еды из желудка в кишечник и в норме не дает ей забрасываться обратно) в сочетании со спазмом пилорического отдела желудка крохи. Вследствие этого нарушена эвакуация желудочного содержимого. Врожденный пилоростеноз наблюдается в основном у доношенных мальчиков. Клинические признаки порока проявляются в первые дни после рождения, но чаще на 2-4 неделе жизни. У ребенка появляется рвота в начале после каждого кормления, затем несколько реже, рвота обильная, сильной струей («фонтаном»). Количество рвотных масс превосходит количество принятой перед тем пищи, что свидетельствует о гиперсекреции желудка и задержки в нем содержимого. В рвотных массах не бывает, как правило, примеси желчи. Масса тела стабильна или снижается. Нередко родители отмечают задержку стула (голодный запор). Число мочеиспусканий уменьшено. При внимательном осмотре живота можно наблюдать усиленную перистальтику желудка, принимающего вид песочных часов. Перистальтика усиливается после еды.
Пилороспазм – это спазм привратника (специальная мышца на границе желудка и двенадцатиперстной кишки), препятствующий регулярному опорожнению желудка. Заболевание сугубо функциональное, не имеющее органической природы и характеризующееся периодической рвотой с первых дней жизни, но не после каждого кормления и небольшим количеством. В рвотных массах могут содержаться прожилки желчи. Дети (чаще почему то болеют девочки), не столь катастрофично теряют в весе.
Иногда причиной рвоты могут стать весьма серьезные заболевания: инвагинация, кишечная непроходимость. Помощь при них нужна как можно скорее и только в условиях специализированного хирургического стационара.
В случае любых сомнений необходимо срочно обратиться к педиатру или к детскому хирургу для уточнения диагноза и назначения лечения.

Обращаю внимание родителей, что упорная рвота у детей первых месяцев жизни – это симптом либо врожденных дефектов пищеварительного тракта (пищевода, желудочно-кишечного тракта), либо симптом поражения центральной нервной системы, поэтому необходимо сразу обращаться к врачу.

У более старших детишек рвота может быть «доброкачественной», то есть не связанной с серьезным заболеванием – она еще называется функциональной, или «злокачественной»(органической), если является признаком тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта или других органов.

Самая частая причина тошноты и рвоты у ребенка – острые инфекционные заболевания. На первом месте тут стоят острые кишечные инфекции так называемые ОКИ – гастриты (поражение желудка), гастроэнтериты (поражение желудка и кишечника), энтероколиты (поражение тонкого и толстого кишечника). ОКИ вызываются вирусами, бактериями и простейшими.
Рвота при кишечных инфекциях возникает, как следствие развития острого воспаления слизистой желудка и кишечника. Микробы или продукты их жизнедеятельности внедряются в стенку кишки или всасываются вместе с пищей. Импульсы от рецепторов поврежденного желудочно-кишечного тракта поступают в рвотный центр мозга. Там анализируется информация и срабатывает защитный (в своей основе) механизм – организм пытается избавиться от токсинов самым простым способом – вывести их обратно – появляется рвота. В некоторых случаях присоединяется и диарея (понос возникает при локализации инфекции в тонком и отчасти толстом кишечнике).
Чаще всего инфекция проникает в организм ребенка через рот при приеме недоброкачественной пищи (сроки годности, неправильное хранение, инфицированной при несоблюдении гигиенических правил).
На втором месте стоят грязные руки и предметы обихода, зараженные возбудителями, на третьем вода из открытых источников и плохо помытые фрукты и овощи.
Наиболее часто встречаются возбудители: кишечная палочка, сальмонеллы, стафилококки, а также возбудители дизентерии – шигеллы, клебсиеллы. Из вирусов наиболее актуальны энтеровирусы и ротавирусы.
Все кишечные инфекции опасны для детей и должны лечиться только под строгим наблюдением врача или в стационаре.
У детей первых лет жизни рвота может возникать при высокой температуре (гипертермии, чаще при температуре 39 и выше), которая сопровождает такие заболевания, как грипп, острые респираторно-вирусные заболевания, гнойные инфекции (ангина, острый средний гнойный отит, пневмония, многие инфекционный заболевания). Это возникает в результате токсикоза, когда продукты жизнедеятельности возбудителя и токсины организма воздействуют на рвотный центр. Рвота обычно непродолжительна. На высоте лихорадки и при снижении температуры обычно прекращается без каких либо мер помощи.

Рвота как симптом заболеваний центральной нервной системы (так называемые мозговые рвоты) может возникать у детей первых 6-ти месяцев жизни, перенесших тяжелые роды, асфиксию и имеющих резидуально-органическое поражение ЦНС, дети с опухолями, абсцессами мозга, гидроцефалией, энцефалитом, имеющие гипертензионный синдром (ВЧД).
«Мозговая» рвота является одним из ведущих симптомов как острых, так и хронических заболеваний мозговых оболочек (вирусные серозные менингиты, туберкулезный, гнойный менингиты, включая менингококковый, и др.).
После рвоты такой больной не ощущает облегчения (как при желудочной рвоте) и еще больше ослабевает. Нередко этот вариант рвоты сопровождается сильной головной болью, замедлением пульса, сонливостью, нарушением сознания, бредом.

Рвота без повышения температуры и любых других признаков инфекции наблюдается у детей с соматическими заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь, неспецифический язвенный колит и др.), включая нарушения функции печени и желчного пузыря. Она обычно имеет четкую связь с приемами пищи, провоцируется нарушениями диеты, не сопровождается нарушениями со стороны других органов и систем. О серьезной патологии желудка говорит примесь в рвотных массах слизи, и уж тем более крови (однако у детей встречается редко) и является симптомом пептической язвы желудка, язвенной болезни, геморрагического синдрома (избыточная кровоточивость), симптомом портальной гипертензии.
Кровавая рвота у грудных детей может быть связана с трещинами соска у матери, у детей старшего возраста — с носовым кровотечением, кровавую рвоту могут симулировать принятые ребенком лекарственные вещества – например, аспирин вызывает желудочные кровотечения.

Очень часто рвота у ребенка является проявлением хирургической патологии, например острого аппендицита. Обычно рвота многократная, не приносит облегчения. Присоединяются боль в животе и может повыситься температура.

Рвота у маленького ребенка может сопровождать приступы кашля (при коклюше, фарингите, бронхите, муковисцидозе, при бронхоэктазиях с трудноотделяемой мокротой, при абсцессе, вскрывшемся в бронх). Чаще всего это сухой навязчивый кашель. Который вызывает рефлекторное раздражение глотки и корня языка, в результате чего и возникает приступ рвоты.

Отдельно выделяется группа так называемых токсических рвот – данные виды рвоты возникают в результате воздействия различных видов токсинов на рвотный центр непосредственно или опосредованно через различные отделы нервной и других систем.
Различают токсические рвоты, вызванные тяжелым нарушением обмена веществ у ребенка, например, уремическая рвота при почечной недостаточности, рвота при печеночной и диабетической коме, рвота при адреногенитальном синдроме с потерей солей.
Токсические рвоты, вызванные попаданием в организм экзогенных ядов и токсинов – алкоголя, нерациональный прием и передозировка лекарств, проглатывание кислот и щелочей, ядов.
Как частный вариант токсической рвоты выделяют так называемый синдром ацетонемической рвоты. В детском организме имеется особая склонность к образованию кетоновых веществ. Голод, богатая жирами и бедная углеводами (кетогенная) пища, упорная рвота любого происхождения за короткое время приводит к развитию кетонемии и кетонурии, вызывая так называемую ацетонемическую рвоту.

Функциональные рвоты (доброкачественные). Такая рвота бывает выражением невроза желудка, что наблюдается у детей с общей нервной возбудимостью, и усиливается после какого-либо нервного возбуждения. Возможно такое, если ребенок чувствует себя обделенным заботой родителей, рвота — один из способов привлечь к себе внимание, тревога и страх перед посещением школы, проявляющиеся рвотой.
Функциональная рвота у старших детей встречается как проявление невротических реакций в ответ на противные и нежелательные им действия: принуждение, протест на наказание, на кормление. Функциональные рвоты у таких детей чаще сочетаются с отказом от приема пищи, с избирательностью в еде, изменением поведения, упрямством. Чаще встречается функциональная рвота у детей эмоциональных, легко возбудимых, ранимых.
Функциональная рвота у таких детей не сопровождается болями в животе, симптомами интоксикации, тошнотой, расстройствами стула. Такой ребенок хорошо переносит рвоту, то есть легко, может быть избирательность то есть не после любого приема пищи, а какой ему нежелателен.
Все дети иногда срыгивают пищу, и в этом совсем нет ничего тревожного. Существует много физиологических причин, которые вызывают рвоту. И все же нередко она бывает связана со стрессом. Возникает она и как реакция на кормление насильно. Если постоянно всовывать в рот ребенку пищу, он становится таким нервным, что не может переварить ее и уже во время кормления выталкивает пищу обратно. Не нужно быть умнее ребенка, чтобы понять: рвота вызывает у матери две реакции. Первая — она тревожится и делается вдвойне заботливее. Вторая — если рвота повторяется часто, мать сердится из-за того, что ребенок пачкает все вокруг. И все же предотвратить рвоту она, похоже, не в силах. Ребенок быстро соображает, что это — хороший способ воздействовать на мать, настолько верный, что некоторые дети даже угрожают родителям: «Сейчас меня стошнит»— и вызывают рвоту сознательно. Гораздо чаще, однако, это неуправляемая реакция физиологического или нервного характера.
Лучше совершенно ничего не предпринимать, когда ребенок прибегает к рвоте преднамеренно. Со временем, возможно, он сам освободится от этой привычки. Не исключено, однако, что у него на всю жизнь сохранится предрасположение к нарушению пищеварения. Важно поэтому избегать причин, которые вызывали бы рвоту, и стоит постараться предотвратить склонность к ней в самом раннем детстве.
Лучший способ профилактики такой рвоты ребенка — отказаться от кормления насильно. Если вы станете кормить его спокойно, с лаской, в приятной обстановке, не будете заставлять его кушать, когда он больше не хочет, проявите понимание и желание идти навстречу, вы научите ребенка получать удовольствие от еды и у него не возникнет потребности срыгивать. Случается, ребенка все-таки рвет, очень важно отнестись к этому с пониманием. Не будем обнаруживать свою озабоченность или гнев из-за того, что произошло, а просто спокойно уберем грязь и успокоим малыша. Скажем ему, что мы огорчены случившимся, но надеемся, что он уже чувствует себя лучше, дадим ему воды или какое-то другое питье, чтобы очистить рот и устранить дурной вкус, и не станем показывать, как мы рассержены. Поскольку рвота неприятна и для самого ребенка, он не увидит смысла повторять ее.
Такая рвота с перерывами в несколько дней продолжается месяцами без каких-либо последствий, затем (нередко самопроизвольно или в результате общеукрепляющего лечения) прекращается.

Читайте также:  Рвота и понос со слизью у ребенка 2 года

Функциональная рвота может быть обусловлена обонятельными, зрительными, вкусовыми раздражениями, вызывающими чувство отвращения, неудобства или просто избыточные ощущения.
Ребенка укачивает во время морского путешествия, полета в самолете или поездке в автомобиле – происходит усиленная импульсация из вестибулярного аппарата, раздражается рвотный центр и возникает рвота.

Помощь при рвоте
В любом случае при появлении у ребенка рвоты, особенно если она сопровождается жидким стулом и температурой – прежде всего нужно вызвать врача. До осмотра доктором нужно:
1. Успокоить ребенка и успокоиться самим. Для ребенка рвота неприятна сама по себе, поэтому ваша нервозность будет в такой ситуации плохим помощником.
2. Уложить или усадить малыша в удобном для него положении. При неоднократной рвоте голову ребенка в лежачем положении следует повернуть набок, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути.
3. 3. После того, как малыша вырвало – следует вытереть ему лицо влажным полотенцем, дать (по возможности) прополоскать ротик, сменить белье на чистое.
4. Чтобы не допустить обезвоживания при повторяющейся рвоте нужно давать ребенку дробное питье малыми порциями. Расчет жидкости для выпаивания осуществляется по такому принципу – по 50-70 мл на каждую рвоту ребенку до года, по 100-150 мл малышу старше года, лучше давать малышу специальные растворы «Оралит», «Регидрон» или «Глюкосолан». Если таковых нет – можно заменить их на некрепкий сладкий чай и минеральноую воду без газа.
5. Нельзя давать всю жидкость сразу, это может спровоцировать новый приступ рвоты – надеритесь терпения и выпаивайте объем жидкости по 5-10 мл каждые 10-15 минут. Далее порции воды можно увеличивать, но не более половины стакана на один прием. Если ребенок отказывается от воды, не заставляйте его пить насильно, так как с рвотой он потеряет больше воды, чем выпил. Если благополучно прошло несколько часов и ребенок просит есть, можно дать немного каши или яблочного пюре.
6. Конечно, рвота также может быть и при пищевых и химических отравлениях, при развитии неврологической патологии на фоне травм центральной нервной системы, различных других заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией(тяжелые заболевания почек, печени, онкозаболевания). В этих случаях нужна специализированная помощь в условиях стационара.
7. Подозрение на отравление: начинается сильной тошнотой, рвотой, болью в животе. При отравлении лекарствами может быть вялость и сонливость, или наоборот, сильное возбуждение, неугомонность, нелепые поведение и речь. Возможны расстройства координации движений, судороги и потеря сознания.
Помощь: вызовите «скорую помощь». Если вы уверены, что болезненное состояние ребенка связано с неосторожным проглатыванием ядовитого вещества или таблеток лекарства, то до ее приезда сделайте промывание желудка. Для этого ребенку дают выпить 2-3 стакана теплой воды, после чего, надавливая пальцем на корень языка, или прикасаясь к задней стенке гортани, вызывают рвоту.
Первую порцию рвоты следует сохранить в банке до приезда врача для лабораторного анализа. Повторно можно промыть желудок водой с активированным углем (2 таблетки карболена на 1 стакан воды; таблетки следует растолочь в порошок и разболтать в стакане воды). Если нет угля, можно дать раствор питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды). Рвоту нельзя вызывать при отравлении бензином, керосином, скипидаром, фенолом, сильными щелочами и кислотами. А также, если ребенок потерял сознание.

В любом случае, помните – сама по себе рвота это защитно-приспособительный механизм помощи организму малыша в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Трезво оцените ситуацию – это поможет правильно и, что самое главное, вовремя оказать помощь малышу.

Адрес : 216400, Смоленская область, г. Десногорск,

источник

Неврозы — это пограничные состояния, возникающие под влиянием травмирующих ситуаций. В детстве такой ситуацией может стать экзамен, «провал» на уроке, конфликт с учителем или одноклассниками, вообще ежедневное пребывание в школе. В западноевропейской психиатрии в этих случаях используют термин «школьные неврозы».

Что испытывает ребенок, который не может адаптироваться к условиям школьной жизни? Известный скрипач Гидон Кремер вспоминает годы учения так:
«Школа у меня ассоциируется с грязно-зеленовато-бежевым цветом. Сегодня кажется, что стены в здании были покрашены именно так. Черные парты и доска. Неприятное ощущение от мела, не менее противное, чем от песка, забившегося под ногти, еще не выветрилось из моей памяти. Никогда не забудется затхлый запах тряпки, которой отирали с доски, запах, навязчиво прилипавший к коже. Какое облегчение я испытывал, когда по окончании занятий сбегал вниз по лестнице с одним-единственным желанием: вон, вон, вон отсюда!».

Приведем еще один пример — отрывок из воспоминаний Марка Шагала.

«Не знаю почему, я начал в это время заикаться. Может, из чувства внутреннего протеста. Я отлично знал уроки, но не мог заставить себя отвечать. Такая забавная, но и весьма неприятная штука.
И дело не в отметках — плевал я на нули!
Ужас сковывал меня при взгляде на множество голов над партами.
Содрогаясь болезненной дрожью, я успевал, пока шел к доске, почернеть как сажа или покраснеть как рак.
И все. Иногда я вдобавок еще и улыбался.
Полный ступор.
И сколько бы мне ни подсказывали с первых парт — безнадежно.
Я действительно знал урок. Но заикался.
Мне казалось, я лежу без сил, а надо мной стоит и лает рыжая из страшной сказки собака. Рот у меня забит землей, землей облеплены зубы.
Зачем мне все эти уроки?
Сто, двести, триста страниц учебников, изорвать бы их в клочья да развеять по ветру.
Пусть шелестят словами русского и всех заморских языков.
Отстаньте от меня!
«Ну что, Шагал, — говорил учитель, — ты будешь сегодня отвечать?»
Я открываю рот: та. та. та.
Мне казалось, что меня сейчас сбросят с четвертого этажа.
Втиснутая в гимназическую форму, душа дрожала как лист на ветру.
Но в конце концов меня просто отправляли на место.
Рука учителя выводила в журнале аккуратную «двойку».
Это я еще успевал заметить.
Я думал только об одном: «Когда же я закончу гимназию, сколько еще учиться, и нельзя ли уйти раньше срока?».

Здесь описана не только гамма отрицательных эмоций, вызываемых оценочной ситуацией на уроке, но и невротическая реакция — заикание. Невротические реакции разнообразны. Чаще всего у детей в период обучения в школе наблюдаются неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Они ярко проявляются в подростковом возрасте. Следует иметь в виду, что чем младше ребенок, тем невротические симптомы менее стойки, чем старше, тем более устойчивыми они становятся.

Неврастения связана с истощением нервной системы и организма в целом. У школьников возникает обычно из-за учебных перегрузок. Для малоспособного, но старательного ученика оказывается непосильной школьная программа; при высоких способностях и хорошей успеваемости перегрузка может быть вызвана большим количеством дополнительных занятий — иностранным языком, музыкой и т. д. Длительная чрезмерная работа без достаточного отдыха или большое напряжение при подготовке к экзаменам могут вызвать неврастению.

У детей с школьным неврозом нарушаются сон и аппетит, появляется физическая слабость. Они сосредоточенно работают в начале урока, но затем утомляются и отвлекаются; резко снижается работоспособность. Обычно жалуются на то, что стала плохой память, хотя объективных расстройств памяти у них не бывает. Чем больше они повторяют учебный материал, тем больше устают и тем меньше поэтому запоминают.

Неврастения похожа на сильное утомление, но утомление проходит после кратковременного отдыха. При неврозе необходим длительный, правильно организованный отдых и лечение. Если это состояние затягивается, у детей снижается настроение, появляются робость, застенчивость, постоянное чувство усталости, переживание своей неполноценности.

Чаще всего неврастения возникает у подростков астеничных, физически ослабленных, быстро утомляющихся и у мнительных, педантичных, с высоко развитым чувством долга, берущих на себя непосильную нагрузку и считающих себя ответственными за результат.

Школьный невроз проявляется по-разному. Для школьников наиболее характерны ритуалы — навязчивые действия, как бы защищающие от грозящей опасности. Чтобы не «провалиться» при ответе у доски, ребенок, проходя от дома к школе, избегает люков — он не должен наступить ни на одну крышку; или идет каким-то особенно сложным маршрутом. Одиннадцатилетний мальчик, боясь получить «двойку», утром, выходя из дома, пересчитывает окна в доме напротив; другой подросток вырабатывает сложный ритуал завязывания шнурков на ботинках. Если проход к школе оказывается случайно закрыт разворачивающейся машиной или развязывается шнурок, дети испытывают ужас и из-за эмоционального напряжения действительно могут не ответить на вопрос учителя или не написать контрольную работу. А неудачи в школе, последовавшие за нарушением ритуала, подкрепляют навязчивые действия.

Ритуалы со временем усложняются, число их увеличивается — из-за страха что-то забыть и лишиться спасительного средства. Образуются целые цепи действий: чтобы удачно выполнить одно, ребенок для подстраховки выполняет другое и т. д. Его внимание сосредоточено на этих бесконечных действиях, на них уходит время и душевные силы.

Особенно легко школьный невроз возникает у тревожно-мнительных, боязливых, «совестливых» детей.

Еще один невроз — истерия. Он может появиться и у детей с характером истероидного типа, и у тех, кому демонстративность несвойственна. Но в любом случае истерические состояния возникают тогда, когда это выгодно ребенку: они привлекают к нему внимание взрослых, вызывают заботу о себе, иногда обеспечивают возможность «уйти в болезнь» и избавиться, хотя бы на время, от тяжелой ситуации в школе.

В последнее время у школьников чаще всего встречаются вегетативные и сенсомоторные расстройства. Это тошнота и рвота, непрекращающийся кашель или икота, подъем температуры, головная боль и боли в животе, нарушение сердечной деятельности, затруднение дыхания, заикание и др.

«Ученица 11-го класса. Направлена в больницу с жалобами на тошноту и рвоту, возникающие при посещении школы и волнении.

. В школе училась охотно, с 1-го по 5-й класс была отличницей. 1 сентября перед школой почувствовала волнение, тревогу, тошноту. После рвоты состояние выравнялось, но позднее перед школой ежедневно испытывала страх и тошноту. Боясь, что рвота возникнет в школе, «на людях», вызывала рвоту искусственно. В терапевтическом отделении тошноты не было, но дома в первый же день опять возникли страх и тошнота перед началом занятий в школе. В воскресенье и каникулярные дни тошнота никогда не появлялась.

Зимой состояние. ухудшилось. Беспокойство, тошнота и страх стали возникать и в других ситуациях: перед посещением театра, кино, музеев. Перед ответом педагогу также испытывала каждый раз волнение и тошноту».

Истерические состояния, возникающие на волне страха перед школой, достаточно мучительны для ребенка. Кроме того, они, как и другие невротические реакции, не способствуют решению исходных проблем. Ребенок может пролежать в больнице или дома какую-то часть учебного года, но затем он все равно будет вынужден пойти в тот же класс, к тем же учителям. Его могут освободить от сдачи экзаменов, но в следующем году ожидание следующих экзаменов станет для него еще тяжелее, будет тяготить неопределенность: освободят еще раз или нет?

В конфликтных ситуациях могут возникать и истерические припадки. Протекают они примерно так:
«Мальчик 10 лет. охотно посещал школу. Первые два класса окончил успешно. Обучение в 3-м классе проходило в другой школе, чем он был недоволен. В связи с частыми болезнями до школы мальчика все опекали, он был кумиром семьи, что способствовало воспитанию в нем эгоцентризма, повышенных требований к окружающим, формированию необоснованных претензий.

В новой школе с сентября «начались нелады». После случайной двойки и выговора, сделанного матерью, мальчик «забился в припадке». Громко рыдал, «выгибался дугой», «щелкал зубами». Мать неожиданно позвали, она вышла из комнаты, мальчик остался один: припадок тут же прекратился. Аналогичные припадки повторялись после школьных или домашних неприятностей».

Истерический припадок продолжается от нескольких минут до часа, особенно при повышенном внимании со стороны окружающих, но, если ребенок лишается зрителей, быстро заканчивается.

источник