Меню Рубрики

Нарушается ли пост при рвоте

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост» (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах» (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается» (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся)» (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).

источник

лечения, во время месяца Рамадан, потому здесь напишу ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, вдруг кому интересно, или пригодится, мало ли:

1. Нарушается ли пост от уколов?

От в/в, в/м и п/к инъекций пост НЕ нарушается.

Инъекции, даваемые не для замены еды и питья, а используемые для планомерного лечения, как пенициллин и инсулин, или тонизирующее средство или прививка, не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными. (Фатава Ибн Ибрагим, 4/189).

Пост не нарушается. Однако если инъекция вводится непосредственно в желудок или мозг, пост будет нарушен. (Ахсануль Фатава, том 4, стр. 432, Са’ид)

Примечание. Инсулин, вводимый в живот (прим. подкожно), не нарушает пост, поскольку он не вводится напрямую в желудок.

2. Можно ли пользоваться глазными каплями, каплями для ушей во время поста?

Согласно наиболее верному мнению глазные капли, капли для ушей, клизмы, выдёргивание зубов и лечение ран не нарушают пост. (Маджму Фатава Шайх аль-Ислам,25/233,25/245).

3. Нарушает ли пост использование капельницы или переливание крови?

От в/в инфузий и переливания крови пост НЕ нарушается.

Нет. (Фатава Махмудия, том 10, стр. 149, Фарукия)

Когда кровь извлекается, очищается и возвращается обратно, обогащённая препаратами или питательными веществами, то пост не нарушен. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/190)

4. Можно ли во время поста сдавать кровь на анализ?

Да, вы можете так поступить, если не ослабнете от этого настолько, что соблюдение поста станет трудным. (Ахсануль Фатава, т.4, стр. 435)

Сдача анализов крови не нарушает пост и считается дозволенным, в силу необходимости. (Фатава аль-Да’ва: Ибн Бааз,979).

5. Нарушается ли пост при носовом кровотечении?

Не нарушается, если человек не ощутил крови в горле, и не проглотил ее.

Пост не нарушается только лишь из-за носового кровотечения. Однако если кровь пройдет через горло, пост нарушится, если человек ощутит вкус крови в горле или если проглоченной крови будет больше или столько же, сколько проглоченной вместе с ней слюны. Если же крови меньше, чем слюны, пост остается действительным. (Аль-Фатава Аль-Хиндия, т.1, стр. 203, Турас)

Если постящийся поранился или страдает от кровотечения из носа, или случайно вода или бензин попадает ему в рот, это не нарушает его пост. Если пыль, дым или муха случайно попадает ему в рот, это не нарушает его поста также. Вещи, которые невозможно избежать при глотании, как слюна или пыль с сухой земли, не нарушают пост. Если человек собирает достаточное количество слюны во рту, затем специально проглатывает, то это не нарушает пост, согласно самому верному мнению. (Аль-Мугхи, Ибн Кудама, 3/106).

6. Нарушается ли пост при рвоте?

Пост НЕ нарушается, если человек не смог сдержать позывы к рвоте, и не проглотил остатки рвотных масс, НО. пост считается нарушенным (и должен быть восполнен), в случае, если человек специально вызвал рвоту.

«Кто испытал непреднамеренную рвоту, не должен восполнять пост позже, но кто вызывает рвоту специально, должен восполнить пост» (Сахих хадис, переданный ат-Тирмизи, 3/89).

Пост нарушится только в том случае, если человека вырвало полным ртом, и он умышленно проглотил эти рвотные массы, или же если он умышленно вызвал рвоту полным ртом, независимо от того, проглотил ли он рвотные массы или нет. (Аль-Фатава Аль-Хиндия, т.1, стр. 203/4, Турас)

Под «(рвотой) полным ртом» подразумевается такое количество, которое человек не может задержать во рту без усилий.

Тот, кто вызывает рвоту преднамеренно, нажиманием пальцем в низ горла или, применяя давление на свой желудок, или преднамеренно вдыхая отталкивающий запах, или смотря на что-то, что вызывает у него рвоту, обязан восполнить пост позже. Если он чувствует, что сейчас вырвет, затем это утихает, — это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля, но если рвотное вещество выходит в рот и он проглатывает его обратно, это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять потребность вырвать, потому что это может принести ему вред. (Маджалис Шахр Рамадан, Ибн Усаймин, 67).

7. Нарушается ли пост при использовании ингалятора, или кислородной подушки?

Используемые при астме ингаляторы, также как и кислородные подушки не нарушают пост, потому что сжатый газ, идущий в лёгкие — это не пища, и потребность в нем постоянна, в Рамадан и в другое время.

Если человек страдает такой болезнью, при которой он обязан принимать лекарства регулярно, то он может не поститься. Так же, как и человек, здоровье которого ухудшается от того, что он постится. Инсулин не нарушает пост. Это решение Комитета по выдачи фатв Саудовской Аравии.

По поводу ингалятора — это не нарушает пост, и это логично, ведь это не еда. (Ибн Усаймин, Фатава Аркан аль-Ислам, с. 475)

Буду признателен за любые достоверные дополнения.

источник

Аудио версия настоящей статьи:

Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота и самопроизвольное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости) не нарушает пост [1].

Пункт о том, что рвота не нарушает поста, приведен в материале «Случаи, канонически не нарушающие пост». Здесь мне хотелось бы остановиться на этом более подробно, так как данное утверждение является богословским выводом из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

(1) «У кого непроизвольная рвота, тому восполнять пост не нужно. [Пост не нарушен, и человек может благополучно поститься дальше, если нормально себя чувствует.] Кто же преднамеренно вызывает рвоту [и его на самом деле рвет], тому следует восполнить день поста» [2].

Большинство хадисоведов высказывали мнение о низкой степени достоверности этого хадиса, некоторые сочли его недостоверным [3], а кто-то отнес к достоверным [4].

Например, имам [5] аш-Шавкяни делает вывод: «Хадис указывает на то, что если у человека без какого-либо его участия началась рвота, то она не нарушает поста и ему ничего не следует восполнять. Кто же сам вызвал рвоту, пост того нарушен и он восполнит его в последующем одним днем поста» [6].

Читайте также:  Рвота кровью при ранении

Имам ‘Абдуль-халим Махмуд комментирует хадис так: «Непроизвольная рвота не нарушает поста. Если же человек, производя те или иные действия, вызывает ее сам, тогда пост нарушен и необходимо будет восполнить его одним днем поста» [7].

Известный мухаддис (хадисовед) имам ат-Тирмизи сказал: «Все мусульманские богословы следуют на практике именно этому хадису» [8]. Такого же мнения был и имам Ибн Мунзир [9].

(2) «Передается, что Пророка вырвало [однажды], и он прервал пост» [10].

Некоторые считали этот хадис наиболее достоверным по данной тематике [11]. Кто-то заявил о недостаточной степени его достоверности и, соглашаясь с возможностью его применения, говорил о необходимости проведения параллели с упомянутым ранее хадисом, в котором говорится о преднамеренном вызывании рвоты [12].

Итак, изучив эту тему в разных богословских источниках, в которых подробно изложены мнения авторитетных ученых первых поколений формирования мусульманского богословия, я могу сделать вывод: по данной теме нет хадиса, относительно достоверности которого все мухаддисы (хадисоведы) сошлись бы во мнении. Частичная достоверность в любом случае присутствует, тем более что хадисов несколько и они от разных передатчиков (от разных сподвижников).

Подавляющее большинство [13] ученых первых поколений (начиная с периода сподвижников), среди которых имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль, соглашались в том, что «если человек сам вызвал рвоту, его пост нарушается. В последующем он восполнит его один к одному. Если же рвота произошла сама собой (человека тошнило и непроизвольно вырвало), тогда пост не нарушен» [14].

Что касается случая заполнения ротовой полости рвотной массой, упомянутого в самом начале этого материала, а также в 11-м пункте «Случаев, канонически не нарушающих пост» и оговариваемого в богословской литературе [15], то полагаю, что оговорка эта призвана отделить факт отрыжки от факта настоящей рвоты и нейтрализовать людскую мнительность и сомнения.

В первый день священного месяца во время поста почувствовал себя плохо на работе, меня затошнило, и началась рвота. Скажите, был ли мой пост нарушен? Р.

Непроизвольная рвота не нарушает поста. Сознательное вызывание рвоты (при котором ротовая полость заполняется рвотной массой) нарушает пост.

В 5-й день поста на сухур я поел немного фруктов, фиников и запил водой, после этого пошел в мечеть на Фаджр. После молитвы живот скрутило сильно, через некоторое время меня стошнило, это была непреднамеренная рвота, два или три раза вырвало. Уверен, что я ничего из этого не проглотил, сразу промыл рот водой, дабы избавиться от остатков пищи, затем продолжил пост. Один пакистанец сказал, что рвота на 100% портит пост, но я не обратил внимания на его слова и продолжил поститься. Придерживаюсь ханафитского мазхаба. Живу в Хьюстоне, в штате Техас, сам из Казахстана. Здесь очень жарко и влажно, работаю на парковке с 11 утра до 7 вечера, и в обед бывает адская жара. Скажу честно, поститься очень трудно. Что посоветуете? Бауыржан. США, Техас.

Непроизвольная, непреднамеренная рвота не нарушает поста. Сознательное вызывание рвоты (при котором ротовая полость заполняется рвотной массой) нарушает пост.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Произвольное вызывание рвоты (человек сам ее вызывает), при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. [2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 526, хадис № 8673, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 237, хадис № 719, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2380 и 2381, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 217, хадис № 1642. [3] Подробнее о степени достоверности см., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 50; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 219; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218. [4] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1676, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 270, хадисы № 2380 и 2381, оба «сахих». [5] Считаю уместным пояснить, что «имам» сейчас — это чаще предстоятель в молитве или работник мечети, проводящий намазы, и не факт, что у него имеются серьезный богословский базис, образование и высокий уровень знаний. Что же касается слова «имам», которое я применяю в данном тексте, то так называли и называют крупных ученых-богословов. [6] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218. [7] См.: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 55. [8] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 237. [9] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51. [10] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 50; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218 [11] Приводятся слова имама ат-Тирмизи на этот счет. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 50. [12] Подробнее см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218. [13] Некоторые говорили даже о едином мнении мусульманских богословов относительно того, что самостоятельное вызывание рвоты (когда человека именно вырвало в результате этого) нарушает пост. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218; [14] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 219; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218. [15] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1712.

источник

Вопрос: Уважаемый хазрат, не могли бы вы разъяснить (желательно поподробнее) моменты с рвотой во время поста, просто столько много мнений, что голова даже идет кругом. Некоторые говорят, что рвота портит пост, другие что нет, не знаю кому и верить.

Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

Рвота может быть 2 видов. 1) Из-за какого-либо растройства в желудке, рвота может выйти не по своей воле. 2) Напротив, искуственно вызванная рвота, например путем вставления пальцев в гортань.

Если рвота появилась сама по себе, то мы смотрим: Если рвота была не в полный рот, и сама по себе вернулась обратно в желудок, то это не портит уразу. Но если человек сам проглотил ее обратно, то по мнению Имама Мухаммада пост нарушается. По мнению Имама Абу Юсуфа же, пост не нарушается, он говорит, что подобно тому как малое количество рвоты не нарушает омовения, так оно не нарушает и пост. Но Абу Юсуф добавляет, что если рвота была в полный рот, и даже если она вернулась обратно сама по себе, то пост нарушается.

Что касается второго вида рвоты, вызванного искуственно, мы смотрим: если она наполняет рот, то по единогласному мнению это нарушает пост. Если рвота была не в полный рот, и сама по себе вернулась обратно в желудок, то как уже было сказанно выше по мнению Имама Мухаммада портит, а по мнению Абу Юсуфа нет. (см. Ибни Абидин «Радд аль-Мухтар» том 2, стр 395-401)

Муфтий Илдус Файзов

Cреди самых богатых людей в мире богатые арабы больше всего занимаются благотворительностью и поддержкой гражданского общества в своих странах. Однако они также известны тем, что меньше всего вносят вклад в поддержку образования и научных исследований. В этом году Саудовская Аравия доминирует в списке самых богатых арабов, а вслед за ней идут ОАЭ и Кувейт

К сожалению, в молодости я делала аборты, знаю, что это большой грех, и очень раскаиваюсь. Каждый раз в своих молитвах я прошу у Всевышнего прощения за это. Могу ли я как-то замолить этот грех и выпросить прощение у Всевышнего?

1. Существует ли Аллах? Если «да», то покажи мне Его. 2. Что такое предопределение? 3. Если шайтан был создан из огня, то зачем он будет брошен в Ад? Разве Ад не заполнен огнем?

Рамадан – особенно благословенное время в жизни мусульманина, а последние его десять дней особенно значимы в жизни верующего. Это самые благословенные дни самого благословенного месяца в году. Каждый день этой декады окутан множеством благословений и возможностей для обретения довольства Аллаха, в котором заключается счастье верующего в обоих мирах

Финики, являющиеся неотъемлемой частью каждого ифтара обладают очень большой пользой для организма человека. Еще в древности финики применялись для лечения.

Передается от Абу Катады (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха сказал: «Я надеюсь, что пост в этот день станет искуплением за грехи прошлого и будущего года»

Абу Умама аль-Бахили (р.г.) говорил так: — Расулюллах (с.г.в.) сказал, что когда кто-то заболевает, Всевышний велит ангелам: — Запишите, что деяния Моего раба ценнее его здоровья. Ангелы так и запишут. Согласно преданию, когда кто-то заболеет, Всевышний посылает к нему четырех ангелов.

Все религиозные запреты и повеления имеют на самом деле глубокий смысл. Интимные отношения являются для человека не просто средством для размножения и продолжения рода, но частью совместной жизни, проявлением любви супругов друг ко другу..

© 2019 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

источник

Вопрос: Если человек держащий пост и у него произошла рвота, портит ли это его уразу или нет?

Первое мнение. Большинство ученых считают, что если человек вызвал рвоту намеренно, то это портит его уразу, а если рвота вышла сама по себе, без возможности сопротивления ей, тогда это уразу не портит. В довод привели хадис от абу Хурайры, который у нас в главе под №652 и мы уже говорили, что он является слабым, недостоверным, больным.

Второй довод хадис, который они привели, это хадис от абу-Дарды, а так же Саубана, то, что посланника Аллаха, салляЛлаху аляйхи ва саллям, стошнило, то есть произошла с ним рвота и он разговелся. Этот хадис передает абу-Дауд, так же ат-Тирмизи, так же ан-Насаи, так же аль-Хаким и он приводится «сахих аль муснад» шейха Мукбиля. А в другом слове этого же хадиса приходит то, что пророк, салляЛлаху аляйхи ва саллям, вырвал, то есть вызвал тошноту намеренно, со словом «истакаа» вместо «каа». Но это слово является отклоненным, не сохраненным. Правильное — это передача хадиса «каа»то, что пророка саля Ллаху аляйхи ва саллям, стошнило ненамеренно. Этот иснад у ан-Насаи «аль-Кубра», в котором приходит слово «истакаа», так же у имама Ахмада, по дороге от Муаммара, от Яхьи ибн аби Касира, от Яиша, от Халида ибн Маадана, от абу Дарды. И в этом ривайяте приходит «истакаа» (вызвал рвоту намеренно). Но Мааммар ибн Рашид, один из передатчиков этого хадиса ошибся в матне, так же в иснаде, этого сообщения потому, что передает этот же самый хадис Хишам ад-Даставаи, а так же Хусейн аль-Муаллим. Все они передают от Яхьи ибн аби Касира, от аль-Авзаи, от Яиша, от Маадана аби Тальха, от абу Дарды, со словом «каа» (ненамеренно) как это приходило в других хадисах.

Третий довод, хадис от Фадаля ибн Убейда о том, что он сказал: «Пророк, саля Ллаху аляйхи ва саллям, встал с утра, будучи постящимся, затем его стошнило (то есть ненамеренно) и разговелся». И ему задали об этом вопрос: «Почему ты разговелся?» Он сказал – «Я стошнил, то есть со мной произошла рвота». Этот хадис приводит имам Ахмад и иснад его хороший. Потому, что ибн Исхак* явно заявил, что он слышал хадис от своего шейха, своими ушами.

*И имеется ввиду Мухаммад ибн Исхак, автор сиры.

Это мнение о том, что если человек вызвал рвоту намеренно, то его пост портится, а если ненамеренно, тогда не портится, пришло от АбдуЛлаха ибн Умара с достоверным иснадом, как это приходит в книге «аль-Муватта» имама Малика от Нафиа, то есть Нафиа рассказал от Умара. И даже ибн аль-Мунзир передал единогласное мнение на это слово.

Но более правильно, что в этом вопросе есть разногласие. Пришло от ибн Аббаса с достоверным иснадом, что он сказал: «Разговение происходит от того, что попадает внутрь организма, а не от того, что выходит из организма». А рвота это то, что выходит из организма. Отсюда понимается, что ибн Аббас считал, что рвота не портит уразу. И тоже самое мнение пришло от ибн Масуда, то, что рвота не портит уразу в любом случае. Как приходит это у абд ар-Раззака, как это написано в книге «Насбу Райа», но иснад этого сообщения прерванный, и слова ибн Аббаса и ибн Масуда включают в себя тошноту. И этого же мнения придерживался абу Хурейра, не смотря на то, что хадис нашей главы передается от абу Хурейры, но абу Хурейра придерживался другого мнения, о том, что рвота не портит уразу. Это еще раз доказывает ложность этого хадиса, который у нас в главе и то, что абу Хурейра такого хадиса не передавал. Привел это мнение от абу Хурейры со своим иснадом имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике. И это так же мнение Икримы, так же Рабиа (шейх имама Малика, шейх Рабиа ибн аби абд ар-Рахман), так же это один из ривайятов имама Малика и это мнение выбрал имам аль-Бухари. Все эти люди выбрали мнение о том, что рвота не портит уразу в любом случае. Все они говорят — рвота не портит уразу, без разницы, вызвана была рвота намеренно или ненамеренно. В довод за это мнение они привели «аль бара аль аслиа» — что основа, что ничего не портит уразу, пока не приведет довод, что такое то действие уразу испортило. Они сказали — мы не называем чью то уразу нарушенной, кроме как если на это есть достоверный, явный довод. Достоверный, явный довод есть? Сказали — Нет. Значит, ураза остается сохраненной, и нет, довода на то, что она портится.

Читайте также:  Запах ацетона от мочи и рвота

Что касается довода большинства ученых, то приверженцы второго мнения ответили на эти доводы следующим образом:

•Что касается хадиса абу Хурайры, то мы уже говорили, что он слабый, больной, не годится в довод.

•Что касается хадиса абу Дарды и Саубана, даже если он достоверный, то нет в этом хадисе такого различия, что если рвота вызвана намеренно или ненамеренно и т.д. такого различия нет. Но приходит хадис — пророк, салляЛаху аляйхи ва саллям, вырвал, со словом «каа» (ненамеренно) и разговелся. Поэтому имам ат-Тахави сказал: «К тому же нет в хадисе указание, что именно рвота аннулировало уразу человека (пророка, салляЛаху аляйхи ва саллям). Но пришло, что пророк, саля Ллаху аляйхи ва саллям, стошнил (вырвал), потом ослаб из-за этого и покушал, то есть разговелся не от тошноты, а от рвоты. Приходит, в этом хадисе, что он стошнил, а потом разговился. И сказали некоторые обладатели знания, как от них передал имам ат-Тирмизи — Смысл этого хадиса «каа» вырвал, ослабел из-за этого, потом разговелся.

•Третий хадис. Хадис Фадаля ибн Убейда, он так же достоверный, но он разъясняется так же, как разъясняется хадис Саубана, поэтому более правильное мнение в этом вопросе является второе мнение, то, что тошнота и рвота не портит и не аннулирует уразу человека, без разницы, вызвал он ее намеренно или рвота победила его.

Но первое мнение, то есть о том, что тошнота портит уразу, если она вырвана намеренно, выбрал шейх Мукбиль, так же шейх Ибн Баз а так же шейх Усеймин.

Но более правильное мнение, что тошнота в любом случае не портит уразу.

[Примечание редактора стенограммы]:

Это слово более правильное мнение, по мнению автора книги Мухаммада ибн Хизама. Однако в этом вопросе передается иджма ученых, поэтому говорить о «правильности» мнения какого-то кроме того что пришло в иджма не приходиться! И ученые просто так иджма не передают. Поэтому как минимум безопаснее следовать за единогласным мнением!

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем Ахмад считал, что хадис имеет скрытые недостатки, однако ад-Даракутни назвал его сильным.

Комментарий:

Мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно достоверности этого хадиса. Аль-Бухари сказал: «Я не считаю его достоверным, потому что цепочки рассказчиков нескольких его версий являются недостоверными». Этого мнения придерживались Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаттаби и многие другие знатоки хадисов. Ат-Тирмизи сказал, что одно из звеньев цепочки рассказчиков этого хадиса представлено только ‘Исой ибн Йунусом. Однако аль-Албани назвал этот хадис достоверным и сказал: «Аль-Бухари и другие знатоки хадисов считали хадис недостоверным, потому что думали, что со слов Хишама его рассказывал только ‘Иса ибн Йунус. Об этом также сообщил ат-Тирмизи. Однако Абу Давуд сообщил, что со слов Хишама похожий хадис рассказывал также Хафс ибн Гийас. Оба они были заслуживающими доверия рассказчиками, сообщения которых приводятся в сборниках достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима. А это значит, что недостатков в данном хадисе нет». См. “Ирва аль-Галиль”, т. 4, стр. 51-53.

Ат-Тирмизи сказал: «Учёные считают, что следует поступать в соответствии с хадисом Абу Хурайры, в котором Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) сказал: “Кого одолела рвота во время поста, тот не обязан восполнять этот день, а кто сам вызвал рвоту, тот должен восполнить этот день”. Такого же мнения придерживались имам аш-Шафи‘и, Суфйан ас-Саури, имам Ахмад и Исхак ибн Ра-хавейхи».

Сказал имам ат Тирмизи передав его: «И действие у ученых по хадису Абу Хурейры от Пророка, мир ему, что постящийся когда нашла на него рвота — то его пост действителен и не должен возмещать, если же он намеренно вызвал у себя рвоту — то пост нарушился и должен возместить его». Источник: «Сунан ат Тирмизи», 3/255.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что вызвавший рвоту намерено, нарушил свой пост”. Источник: «аль-Иджма’» 47.Аль-мугни. Т. 4. С. 368.

Сказал Имам Ибн Хузейма: «Единогласны все молящиеся и все ученые на том что кто вызывал намеренно у себя рвоту — то это нарушило его пост». Источник: «Сахих Ибн Хузейма», 3/226.

Известно, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «Кто вызвал рвоту сознательно, тот обязан возместить пост, а кто вырвал непроизвольно, тот не должен возмещать его». Этот хадис передали Малик и аш-Шафи‘и.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Бас имам жамағатпен арнайы кездесті

13 қазан. Нұр-Сұлтан. Ummet.kz — Жаңа тағайындалған Бас имам Нұрлан Рамазанов жамағатпен арнайы кездесу өткізді, деп хабарлайды ummet.kz тілшісі.

«Сәдуақас қажы Ғылмани» мешітіне бас имам тағайындалды

12 қазан. Нұр-Сұлтан. Ummet.kz — Нұр-Сұлтан қаласындағы «Сәдуақас қажы Ғылмани» мешітіне жаңа бас имам тағайындалды, деп хабарлайды muftyat.kz сайтына сілтеме жасаған ummet.kz тілшісі.

Наиб мүфти жұма уағызын айтты (ФОТО)

Бас мүфти Зерделіде мешіт ашты

«Нұр Астана» мешітіне Бас имам тағайындалды

«Мейірімділік мекені» қайырымдылық жәрмеңкесі өтті (ФОТО)

Ресейдің Түмен облысында қазақ сыныбы ашылды

Наиб мүфти ауғандық имаммен сұхбаттасты (ФОТО)

Бас мүфти балалармен кездесті (ФОТО)

Асқар Мамин: Абайдың отанына әлемнің түкпір-түкпірінен қонақтар келеді

«Жұма уағызы» / Туыстық қатынас – мұсылман міндеті / Имам Қанат ҚЫДЫРМИН

«Жұма уағызы» / Туыстық қатынас – мұсылман міндеті / Имам Қанат ҚЫДЫРМИН

«Имам Нәуәуидің «40 хадисі» / 1-дәріс / Имам Берікбол ЖАНАҚОВ

«Имам Нәуәуидің «40 хадисі» / 1-дәріс / Имам Берікбол ЖАНАҚОВ

«Бесін уағызы» / Қарапайым амалды сауапқа айналдыру жолы / Имам Асқар МҰҚАНОВ

«Бесін уағызы» / Қарапайым амалды сауапқа айналдыру жолы / Имам Асқар МҰҚАНОВ

«Саңлақ сахабалар»/ 1-дәріс / Имам Ербол МӘМБЕТОВ

«Саңлақ сахабалар»/ 1-дәріс / Имам Ербол МӘМБЕТОВ

«Бесін уағызы». Оңқайларға ерекше сүйінші – имам Ербол Ербол МӘМБЕТОВ

«Бесін уағызы». Оңқайларға ерекше сүйінші – имам Ербол Ербол МӘМБЕТОВ

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың Әбіш Кекілбайұлы ескерткішінің ашылу рәсімінде сөйлеген сөзі

Діни білім алу маңызды ма?

Мағауин: Тым құрыса жиырма-отыз сүре аударсам деймін

Ата-ана жіберетін үлкен қателік

«Китаб тасдиқ» хақында бір сөз

Адамзаттың пайғамбарға мұқтаждығы

Мынандай бай болғыңыз келе ме?

Мына дәстүрімізді білеміз бе?

Құранда тыйым салынған іс

Cегіз қырлы жігіттің бір сипаты

Өз нәпсісін жеңген – батыр

Бас имам жамағатпен арнайы кездесті

«Сәдуақас қажы Ғылмани» мешітіне бас имам тағайындалды

Наиб мүфти жұма уағызын айтты (ФОТО)

Бас мүфти Зерделіде мешіт ашты

«Нұр Астана» мешітіне Бас имам тағайындалды

«Мейірімділік мекені» қайырымдылық жәрмеңкесі өтті (ФОТО)

Ресейдің Түмен облысында қазақ сыныбы ашылды

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың Әбіш Кекілбайұлы ескерткішінің ашылу рәсімінде сөйлеген сөзі

Наиб мүфти ауғандық имаммен сұхбаттасты (ФОТО)

Бастырылу деген не және одан құтылу үшін не істеу керек?

Имам жұма құтпасын оқығанда не үшін таяқ ұстайды?

Мұсылман әйелдің бөтен ер кісімен кол беріп амандасуына бола ма?

Ашура күніне орай қанша күн ораза ұстасам болады?

Қаза мен нәпіл оразаға қатар ниет етуге бола ма?

Құрсақтағы баланың кемістігін анықтау мен емдеудегі заманауи әдістерді қолданудың үкімі

Кесілген дене мүшелерін жерге көму

Иса пайғамбардың 6 мұғжизасы

Мәриәм ұлы Иса (ғ.с.) яһудилерге жіберілген пайғамбар. Сонымен қатар, Құран Кәрімде аты аталған жиырма бес пайғамбардың бірі. Иса (ғ.с.) яһуди қауымына өзіне дейінгі иләһи кітаптарды растаушы Інжіл кітабын әкелді.

Құба мешіті және алғашқы хұтбалар

Пайғамбарымыздың ﷺ хижреті — 2

Пайғамбарымыздың ﷺ хижреті — 1

«Зекет» – араб тілінен енген сөз. Бұл сөздің тілдік мағынасы «көбею, өсу, тазару» дегенді білдіреді. Құран кәрімде قد أفلح من تزكى «Расында өз нәпсісін тазартқан кісі (тозақ азабынан) құтылды,» [1] –деп, зекет берудің тазару мағынасында қолданылғандығы бұған дәлел.

источник

Для принятия поста существуют четыре условия: поститься необходимо целый день; постящийся должен быть мусульманином (пост неверующего и отошедшего от веры (муртад) не принимается); сознательный (пост умалишённого не считается); женщина должна быть чиста от месячных и послеродовых выделений (пост, соблюдающийся в период месячных и послеродовых выделений, не считается).

Этим трём вышеперечисленным пунктам условие сохранения поста на целый день необходимо, поэтому в световой день, в каком бы малом промежутке времени человек не являлся муртадом, умалишённым, в месячных или в послеродовых выделениях, пост их нарушается.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан — месяц поста и молитвы, а не «праздник желудка»
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан — месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

Хоть малое время светового дня должно пройти трезво (пост человека, который целый день прошёл в пьяном состоянии или без сознания, не засчитывается). Но пост того, кто целый день проспал, считается, потому что он может проснуться, если его разбудить. Имам ар-Рамали говорит: «Если часть дня человек будет нетрезв или без памяти, то это не помешает посту». В «Шархулиршаде» Ибн Хаджар и Ибн Касим говорят, что если не по своей вине (силой влив в рот) человек целый день будет пьян или без сознания, то пост его не нарушается.

Действия, нарушающие пост, делятся на несколько групп.

Рвота. От произвольной рвоты пост нарушается, если даже уверен, что назад в горло ничего не вернулось. Некоторые алимы говорят, что если убеждён в непопадании обратно в горло чего-либо, пост не нарушается. Если мы, не сполоснув рот, проглотим слюну, пост нарушается, ибо рвотные массы относятся к наджасе (нечистотам). Если же непроизвольно вырвать, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть. Подобна рвоте и отрыжка. Если при добровольной отрыжке из желудка в ощутимое место рта что-то попадает, то его пост нарушается. Ощутимым местом рта считается место, откуда мы выговариваем букву «х». Это по мнению имама Рафии. А имам ан-Навави говорит, что место, находящееся перед тем местом, где выговаривается буква «х», считается ощутимой частью рта. Последнее пояснение считается достоверным. Если при самопроизвольной отрыжке что-то попало в рот, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть и очистить от нечистот (наджаса).

Если нечаянно в горло попадёт муха и имеется опасность вреда от неё, её (муху) можно вывести, а при обязательном посте этот день нужно возместить. Подобно этому и вырывание по указанию врача в лечебных целях. Вырывать можно, но при обязательном посте нужно возмещать. Пост нарушается, если добровольно вырвать хоть немного. Если мы отхаркаемся добровольно и оно выходит из горла, то пост нарушается. Харканье, вызванное из верхних ноздрей, и которое, не попав в рот, попадёт в горло, пост не нарушает. Любое харканье нужно выплюнуть, но если при отсутствии возможности выплёвывать проглотить, пост не нарушается. Если при наличии возможности выплюнуть мокроту она всё же попадёт внутрь, по достоверному слову, пост нарушается (имам ар-Рамали, «Шархуль Минхадж»). Имам аль-Газали пишет: «Если человек проглотит мокроту, исходящее из горла или лёгких, пост его не нарушается, если он его не вернёт со рта назад. Если со рта вернёт назад, т. е. проглотит, пост его нарушается».

Половое сношение. Пост нарушается у обоих лиц, совершивших половой акт независимо от того, произошло семяизвержение или нет. Пост того, кто ночью, переспав с женой, не успел совершить полное омовение до рассвета, не нарушается. Если по забывчивости о посте совершит близость с женой, тоже не портится пост. Но если у человека при мыслях о близости и обозрении происходит семяизвержение, от этих обоих действий пост нарушается. Также нарушается пост у того, кто, зная о семяизвержении, повторным обозрением вызвал его. Если происходит семяизвержение при касании полового члена, тоже пост нарушается. Если при почёсывании чесотки на половом члене происходит семяизвержение, пост не нарушается. Если от возбуждения после поцелуя жены произойдёт семяизвержение, пост нарушается.

Вызывание полового возбуждения. Греховно делать что-либо, что возбуждает человека во время поста. Если даже он и не возбуждается, все равно лучше не совершать этих действий. Подобно поцелую, рассматривание и мысли об этом, т. е., половое возбуждение греховно, если и не нарушается пост. При половом возбуждении человек не застрахован от семяизвержения или полового сношения. По мазхабу имама Малика, постящемуся запрещается (харам) целовать жену, по другим мазхабам, если выйдет не семя, а жидкость, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Ахмада – нарушается. Если при страстном рассмотрении произойдёт семяизвержение, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Малика – нарушается. А если по незнанию в тело войдёт предмет, пост не нарушается у того, кто только принял ислам или вырос вдали от алима, т.е., незнание как оправдание рассматривается только у таких людей.

Читайте также:  Симптомы головная боль тошнота рвота повышенное давление

В понятие внутренность тела входят горло, мозг, кишечник, мочевой пузырь, прободение живота, раскрытие черепа, ушное отверстие, отверстие на молочной железе (грудь), переднее или заднее отверстия.

От курения тоже пост нарушается. От того, что дым сожжённого для благовония предмета дойдёт через нос до мозга, пост не нарушается. Также не нарушается, если от соприкосновения языка с чем-либо вкус дойдёт до горла, но от того предмета не отделится ничего. При закапывании капель в ухо и употреблении нюхательного табака пост нарушается.

От проникновения в половые органы или задний проход пальца, или другого предмета тоже пост нарушается. От введения в отверстие молочных желез (груди) иголки или спичечной палочки пост нарушается, также портится и при введении этих предметов в половой член мужчины.

Границей, нарушающей пост для вышеперечисленных органов, является: для ушей – место от сужения и внутрь; носа – начало верхней кости; мужского полового члена – от места, которое выявляется при движении, для женского полового органа и заднего прохода – место, глубже того, что положено вымыть при обязательном мытье и подмывании.

Мужчине и женщине при подмывании нужно остерегаться проникновения хоть и малой части пальца вовнутрь. Если геморрой самостоятельно или пальцами вернуть внутрь, пост не нарушается. Пустотами тела не считаются костный мозг или внутренняя часть ляжек. От проникновения по ним чего-то вовнутрь пост не нарушается. Если снаружи вовнутрь что-то проникнет по нетрадиционным путям, пост не нарушается. Например, если по отверстиям на коже или из-под корней волос проникнет что-либо внутрь, пост не нарушается. Если вкус от лекарства или сурьмы на глазах дойдёт до горла и этим изменится цвет слюны или харканья, пост не нарушается, так как это дошло до горла не по открытым наружным путям. Но если мы проглотим слюну с изменившимся цветом или вкусом, пост нарушается.

По мазхабам имамов аш-Шафии и Абу Ханифы накладывать сурьму на глаза постящемуся не воспрещается, а по мазхабам имамов Малика и Ахмада – порицается (макрух), по их мнению, если вкус этой сурьмы дойдёт до горла, пост не нарушается.

Мухаммад Хаджар в «Хашияте Фатхуль аллам» пишет: «Равно как не портит пост проникновение через кожу вовнутрь чего-либо, не портят пост и уколы внутримышечные и внутривенные».

Для нарушения поста по всем этим вышеперечисленным случаям нужно, чтобы всё происходило добровольно, по собственному желанию. Если эти правила будут нарушены по забывчивости или под принуждением, пост не нарушается. Также пост не нарушится, если эти действия совершит новообращённый мусульманин или тот, кто находится вдали от алимов и не имеет возможности для переезда к ним, и совершит их по незнанию, или большинство вопросов, нарушающих пост, бывают нераскрыты для большинства простолюдинов и совершают они эти действия по незнанию.

источник

Дорогие читатели! Перед вами – подборка ответов на вопросы о том, как правильно действовать во время поста священного месяца Рамадан. Уверены, это будет полезно для всех нас, так как поможет следовать канонам Шариата ОТВЕТЫ ДАНЫ КАНОНИЧЕСКИМ ОТДЕЛОМ МУФТИЯТА РД, СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ

– Что нарушает пост?
1) Осознанный прием пищи и питья. 2) Проникновение чего-либо через естественные отверстия. 3) Намеренная рвота. 4) Преднамеренный половой акт. 5) Преднамеренное семяизвержение. 6) Месячные и послеродовые выделения. 7) Одержимость (безумие, помешательство). 8) Впадание в неверие во время поста, пусть Всевышний убережёт нас от этого.

– Можно ли использовать кислород для лечения легких?
– Можно, так как кислород не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но если принимаются еще и лекарства, то пост нарушается.

– Нарушает ли пост удаление зуба
– Нет. Пост может нарушить проглоченные кровь и лекарства.

– Можно ли пользоваться зубной пастой?
– Можно, но нежелательно, так как большинство паст содержит ароматизаторы; надо стараться, чтобы ничего не проникло дальше середины гортани (т.е. место произношения арабской буквы ), так как тогда пост нарушится

– Нарушается ли пост, если во время желательного полоскания рта и промывания носа заглотнуть воды?
– Если постящийся, проявляя крайнее усердие при полоскании рта водой, неумышленно проглотил ее, то пост нарушается. Что касается полоскания носа, то при подобном усердии, если вода поднимется выше носовой кости, пост тоже нарушается.

– Можно ли использовать благовония во время поста?
– Можно, но нежелательно. Также нежелательно их вдыхать, но пост это не нарушает.

– Нарушается ли пост, если проглотить скопившуюся слюну?
– Нет, если проглотить слюну, чистую от остатков пищи и крови.

– Нарушается ли пост при лечении горла?
– Если лекарство не перейдет ниже его середины (т.е. место произношения арабской буквы ), то не нарушается

– Нарушается ли пост, если вызвать рвоту в лечебных целях?
– Пост нарушается, но греха в этом нет, если нельзя отложить лечение.

– Нарушается ли пост в результате обследования внутренних органов, например, из-за фиброгастродуаденоскопии?
– Обследования внутренних органов при помощи аппаратов, проникающих в полости постящегося, пост нарушают

– Можно ли постящемуся пользоваться маслами и кремами?
– Пост это не нарушает, но нежелательно наносить на кожу крема и масла с сильным ароматом.

– Можно ли использовать глазные капли?
– Закапывание глаз не нарушает пост, даже если вкус лекарства ощущается во рту.

– Можно ли использовать сивак во время поста?
– Можно – пока солнце не войдет в зенит, после – нежелательно. Нежелательно использовать смоченный сивак, так как если влага с него попадет в полость рта, пост нарушится.

– Нарушает ли пост рассасывание таблетки под языком?
– Если хотя бы часть ее проникнет в пищевод – нарушает, если полностью рассосется в ротовой полости – нет.

– Нарушает ли пост курение?
– Да, так как вместе с дымом в лёгкие проникает и никотин.

– Можно ли плавать во время поста?
– Если постящийся точно знает, что при плавании вода проникает ему в нос и уши, то ему запрещено (харам) плавать. Если он не уверен в этом, то ему нежелательно плавать. Но в любом случае, если вода проникнет внутрь, пост нарушается.

– Нарушается ли пост, если проглотить мокроту?
– Сознательное сглатывание мокроты нарушает пост. Если же постящийся, не сумев избавиться, поневоле проглотил ее, пост не нарушается.

– Нарушает ли пост отрыжка?
– Не нарушает, но если вместе с воздухом в ротовую полость выйдет содержимое пищевода, и намеренно проглотить его, пост нарушается

– Нарушается ли пост, если делать внутримышечные или внутривенные инъекции, а также капельницы, чтобы не чувствовать голода?
– Не нарушается, но делать это крайне нежелательно.

– Как быть, если потерял сознание?
– Если человек, сделав ночью намерение поститься, потерял сознание, его пост считается действительным, если он придет в себя хотя бы на миг с рассвета до полного захода солнца. Если же не придет в себя, то пост недействителен. Также, если, не сделав намерения, потерял сознание ночью и пришел в себя днем, пост тоже недействителен, так как, по шафиитскому мазхабу, намерение должно быть сделано ночью.

– Нарушает ли пост сдача крови из пальца и вены, а также кровопускание?
– Не нарушает, но делать это нежелательно.

– Нарушает ли пост непроизвольное попадание в полости человека пыли, дыма, насекомых?
– Нет, однако, если он вызовет рвоту, чтобы извлечь насекомое, тогда пост нарушится.

– Можно ли пробовать еду на вкус?
– Можно, но нежелательно, так как если при этом чтонибудь проглотить, то пост нарушится.

– Нарушается ли пост при рвоте?
– Намеренно вызванная рвота нарушает пост. Но если рвота произошла непреднамеренно, и из вышедших рвотных масс человек ничего не проглотил, пост не нарушается, но человек обязан очистить рот до совершения намаза.

– Нарушает ли пост женщины осмотр гинеколога?
– Если осмотр включает в себя проникновение чего-либо в естественные отверстия, то пост нарушается

источник

Большинство ученых считает,что непреднамеренная рвота не нарушает пост,но пост нарушается,если человек вызвал рвоту сам.

В качестве довода на свое мнение эти ученые привели следующие аргументы:

— Абу Хурейра рассказывал о том,что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет возмещения на том,кого одолела рвота,но возмещение на том,кто вызвал рвоту сам».

(Внешне цепочка этого хадиса выглядит достоверной,но целая группа имамов общины,поздних и современных ученых,а конкретнее,Ахмад,аль-Бухари,Абу Дауд,ат-Тирмизи,ан-Насаи,аль-Бейхакы,ад-Дарими,Ибн `Абд иль-Барр,Ибн Теймия (в «Минхадж ус-Сунна»),Ибн уль-Кайим,Ибн Раджаб,Мукбиль аль-Уади`и назвали хадис дефектным,недостоверным;Ахмад,2/498,№10463,Абу Дауд,2380,ат-Тирмизи,720,Ибн Маджа,1676 и многие другие.

некоторые из перечисленных ученых указали на то,что ошибка в передаче этого хадиса изошла от `Исы ибн Юнуса.

Другие сказали что ошибся Хишам ибн Хассан.

Некоторые из ученых указали,что суть ошибки заключается в том,что один из передатчиков хадиса запутался при его передачи и передал его в этой форме,хотя на самом деле,вместо этого хадиса должен был передать следующий хадис: «Пусть тот,кто,будучи постящимся,поел или попил по забывчивости,доведет свой пост до конца,ведь его напоил и накормил Аллах».

Другие же ученые сказали,что суть ошибки в том,что слова этого хадиса не являются словами пророка ﷺ ,но являются словами Абу Хурейры,а еще вернее то,что эти слова даже не являются словами Абу Хурейры,но являются словами `Ата ибн Аби Рабаха.

На верность последнего утверждения указывает то,что Абу Хурейра не считал рвоту нарушением поста.На это указал имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике в 32-й главе книги «О посте»:сказал Абу Хурейра «Если человек вырвал,то его пост не нарушается,ведь рвота — это выход,а не вход».Далее имам аль-Бухари сказал: «От Абу Хурейры передается также слово о том,что рвота нарушает пост,но первое сообщение,упомянутое нами,является более достоверным».

Здесь же приведем некоторые слова ученых общины о разбираемом нами хадисе:

— сказал имам Ахмад: «Этот хадис рассказывал `Иса ибн Юнус,но этого хадиса нет в его книге.Он ошибся при передаче этого хадиса,и этот хадис не является его хадисом».

Абу Дауд передал слова ахмада,который сказал: «Этот хадис ничто,но верным является то,что этот хадис передается маликом от Нафи`а от Ибн `Умара».То есть эти слова не являются словами пророка ﷺ,но являются словами Ибн `Умара.

Сказал аль-Хаттаби: «Он имеет в виду то,что этот хадис не является сохраненным».То есть хадис Абу Хурейры является ошибкой.

Также Абу Дауд спросил Ахмада об этом хадисе,на что тот ответил: «Этот хадис ничто,но на самом деле это должен быть хадис: «Кто поел или попил по-забывчивости»»;

— сказал имам аль-Бухари: «Я не думаю,что этот хадис сохранен».А в другом месте он сказал: «Этот хадис не является достоверным»;

— сказал Абу Дауд: «Мы боимся,что этот хадис не сохранен».А в другом месте сказал: «Некоторые хафизы не считают эго сохраненным».Под «Несохраненностью» имеется в виду то,что этот хадис в этой форме является ошибкой;

— сказал ад-Дарими: «Ученые Басры утверждают,что Хишам допустил ошибку при передаче этого хадиса»;

— сказал ан-Насаи: «`Ата передал этот хадис в качестве слов Абу Хурейры,(а не пророка ﷺ)»;

— сказал ат-Тирмизи: «Этот хадис передается от Абу Хурейры сразу несколькими путями,но его цепочка не является достоверной»;

— сказал Ибн `Абд иль-Барр: «`Иса был крепким,достойным передатчиком,но мухаддисы считают,что он ошибся в передаче этого хадиса,по причине чего они отвергли его (этот хадис)»;

Сказал Ибн уль-Кайим: «У этого хадиса имеется болезнь,а у этой болезни еще своя болезнь…».

Таким образом,выводом по этому хадису состоит в том,что он является слабым и не годится в качестве довода.)

— Абу-д Дарда и Саубан рассказывали о том,что посланник Аллаха ﷺ вырвал и разговелся. (Хадис достоверный;Абу Дауд,2381,ат-Тирмизи,87 и другие.Достоверным этот хадис назвал шейх Мукбиль в «Ас-Сахих уль-муснад»,1/162,№195)

В одной из версий этого хадиса сказано: «Вызвал себе рвоту…»;(Версия отклоненная,недостоверная;Ахмад,6/449,№27537 и другие.Один из передатчиков этого хадиса Ма`мар ибн Рашид (с ударением на «а») противоречил сразу трем другим передатчикам и передал этот хадис со словом «Вызвал себе рвоту» вместо слова «вырвал».)

— Фадаля ибн `Убейд рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ проснулся,будучи постящимся,после чего вырвал и разговелся.Его спросили об этом,на что он ответил: «Я вырвал»».(Хадис хороший;Ахмад,6/21,№23963)

Что касается сподвижников,то это мнение принадлежит Ибн `Умару.А Ибн уль-Мунзир даже передал на это единогласное мнение ученых.( «Аль-Иджма`»,с.59,№150)

Однако в действительности в этом вопросе имеется разногласие.Ранее мы уже упоминали сообщение Ибн `Аббаса,в который говорил: «Пост нарушается от того,что входит,а не от того что выходит».(Сообщение достоверное;Ибн Аби Шейба,4/83,№9404)

Также имам аль-Бухари привел в своем сборнике слова Абу Хурейры о том,что рвота не нарушает пост человека,вне зависимости от того,вызвал ли он ее намерено или же рвота одолела его без его желания.

Это последнее мнение принадлежит также `Икриме,Раби`е,имаму Малику в одном из мнений от него и имаму аль-Бухари.В качестве довода на свое мнение эти ученые привели основу,заключающуюся в том,что пост человека остается действительным и не нарушается,кроме как на основании явного довода.

Что касается ответа на аргументы большинства ученых,то сторонники второго мнения ответили на них следующим:

— что касается хадиса Абу Хурейры,то он является дефектным,не достоверным;

— что касается хадиса Абу-д Дарды и Саубана,то в нем нет указания на то,каким образом у пророка ﷺ произошла рвота — вызвал ли он ее намеренно или же она одолела его без его желания.

В хадисе сказано: «…посланник Аллаха ﷺ вырвал и разговелся».Рвоту в этом хадисе можно истолковать как преднамеренную,так и произошедшую без желания.

Более того,целая группа ученых,среди которых ат-Тахауи,указали,что в этом хадисе не говорится о том,что разговение произошло именно от рвоты,но хадис можно понять так: «посланник Аллаха ﷺ вырвал,после чего решил разговеться,так как почувствовал слабость».Как известно,болезнь является одной из причин,позволяющих постящемуся разговеться,даже если речь идет о месяце рамадан.

Тем же ответом можно ответить и на хадис Фадали ибн `Убейда.

Наиболее верным в этом вопросе,а Одному Аллаху известно лучше,является второе мнение,так как оно основывается на прочную основу о действительности поста,и эта основа не встречает какой-либо сильный,явный,однозначный довод,который мог бы эту основу удалить.

источник